Взаимодействия
между поколениями
Содержание:
1. Уважение к старшим в адыгской
культуре
2. Воспитание уважения к старшим в
русской культуре
3. Взаимоотношение поколений в Китае
4. Взаимоотношения между поколениями в
Саудовской Аравии
5. Взаимоотношение между поколениями в
Южноафриканский республики
6. Взаимоотношения между поколениями в
Индии.
**Заключение**
**Список литературы**
Сегодня Кадыр уезжал из родного Понежукая в Краснодар по делам.
Поездка предстояла долгая и насыщенная. В столице Кубано-Черноморья
на вокзале его встретил сын старого друга Казбек. Он проводил Кадыра в центр города, затем к мечети в подворье Лю Трахова, сопровождал при
передвижениях, помогал с едой и транспортом, следил, чтобы его пребывание было
комфортным, был предельно тактичен и предупредителен. Все это время присутствие
Казбека почти не замечалось, он был сдержан и немногословен, и вообще его
поведение и в пути, и за столом понравилось Кадыру:
именно так были выстроены отношения между старшими и младшими у адыгов,
восторженно описанные еще в известных европейских источниках XVII-XIX вв.
Этикет
Вообще,
взаимоотношение между младшими и старшими подчинялись строгому этикету — на
Кавказе говорили, что «старшему первый привет, лучше кусок и мягче постель».
Никто лучше, чем поэт Киримизе Жанэ,
не передал сущностные характеристики адыгской культуры взаимоотношений старших
и младших в песне «У адыгов обычай такой»:
Если где-то в кругу
молодых
Держит речь седовласый
адыг,
Ты не вздумай его
перебить,
Придержи свою гордость
и прыть.
Уважай его возраст
седой —
У адыгов обычай такой.
При старших не
садились, разве только после их настоятельного приглашения. В их присутствии многое
было под запретом: нельзя стоять, не соблюдая определенной дистанции, нельзя
стоять облокотясь или держать руки в карманах, нельзя
разговаривать с кем-то, повернувшись к старшему спиной.
В присутствии старших нельзя чесаться, курить, вести разговоры на фривольные
темы. Нельзя заговаривать со старшим первыми, перебивать их, нельзя обгонять,
пересекать дорогу старшему, тем более нельзя старшего даже окликнуть.
Дистанция между
младшими и старшими у адыгов была, с одной стороны, реальной, физической, что
выражалось в нахождении младших на определенном «почтительном» расстоянии от
старших в пространстве их взаимодействия. С другой стороны, дистанция была
словесной, вербальной: в ней доминируют краткость, сдержанность в общении со
стороны младших и широкие возможности для наставления и поучения со стороны
старших. В пути младший находился слева от старшего. Если старший и младший
всадники встречались на дороге, то младший должен был повернуть коня и
провожать старшего, пока тот не разрешал ему вернуться.
Предельного
совершенства и разветвленности этикетные нормы по отношению к старшим достигли
в феодальной Кабарде, где они испытывали на себе
влияние сословно-классовой структуры общества. С одной стороны, сохранялась
народная традиция почтения к старшим, независимо от их социального положения:
старого крестьянина
молодой князь мог
приветствовать вставанием и садился только с разрешения старика. С другой
стороны, описаны случаи, когда целый обоз крестьянских телег уступал место
младшему по возрасту князю или дворянину.
Долголетие
С этой темой связана и
проблематика долголетия на Северном Кавказе. Еще в 1980-х в аулах Адыгеи можно
было встретить 90-летних стариков, запросто справляющихся «на хозяйстве», а
некоторые из них были не прочь «зажечь» в искрометном танце на свадьбах или
родовых сходах. Долголетие на Кавказе стало объектом исследования западных
ученых где-то в 1970-е. На Кавказ, в те места, где отмечались «сгустки
долгожительства», особенно в Абхазию, отправлялись академические экспедиции в
поисках «философского камня» долголетия.
Дистанция между младшими и старшими у адыгов была, с одной
стороны, реальной, физической, что выражалось в нахождении младших на
определенном «почтительном» расстоянии от старших в пространстве их
взаимодействия. С другой стороны, дистанция была словесной, вербальной: в ней
доминируют краткость, сдержанность в общении
Ученые высказывали
несколько версий. Например, сторонники экологической версии говорили о
благоприятном горном климате. Некоторые ученые обращали внимание на режим и качество
питания, трудовую активность пожилых людей. В конце концов пришли к выводу, что
в ряду многих факторов решающим оказывается благоприятный психологический
климат по отношению к старикам в семье и обществе, а именно создание атмосферы
их нужности и востребованности.
Первое
послереволюционное десятилетие, 1920-е гг., оказалось разрушительным для
системы взаимоотношений «старший — младший». В это время даже появляется термин
«стариковство»: советские пропагандисты не жалели
красок, чтобы доказать, что старики, говоря современным языком, «устаревший
девайс», тормоз на пути развития нового общества. К этому рефрену добавлялась
тема классовой ненависти — кулаку якобы было легче эксплуатировать бедняка,
потому что он не просто кулак, а почетный старик. «Уважают не стариков вообще,
а богатых и знатных стариков. Об уважении и внимании к старикам-батракам,
беднякам и середнякам не может быть и речи» — вот типичная фраза из газетных
публикаций 1920-х гг.
Старость в современном
высокотехнологичном мире считается временем новых возможностей: можно
путешествовать, не беспокоясь за дом и за детей, можно наконец воплотить свою
мечту — брать уроки рисования, иностранных языков и даже балета (как-то я была
на конференции в Европе, и одна из участниц, ухоженная женщина лет за 70, вдруг
засобиралась и сказала, что спешит на урок балета)!
В адыгской культуре , по-прежнему есть понимание старости как ценного
периода жизни. По-прежнему сохраняются этикетные нормы: старшим не перечат, при
старших встают, когда те входят в дом, и не садятся до специального
приглашения.
Отношение
«У нас в доме, к
сожалению, нет стариков, я всегда завидую тем людям, у которых на скамейке
возле ворот сидят бабушка или дед, это очень красиво смотрится со стороны и
однозначно повышает уважение к этой семье, — сказал мне Зураб из Нальчика. — У меня с
недавнего времени есть две неосуществимые мечты. Первая — увидеть родителей
молодыми (я иногда думаю: как же жаль, что у нас нет возможности увидеть их в
молодости живыми — со стороны это, наверное, было бы непередаваемо прекрасное
чувство). Вторая мечта — иметь бабушку и деда, настоящих старых, согнувшихся,
ведь осчастливить их так легко, достаточно одного слова или жеста. Как много псапэ (добро. — Прим. ред.) я теряю из-за того, что у меня
нет таких старичков дома! У адыгов есть хорошая поговорка: «ЛIыжьыфI
здэщымыIэм щIэлэфI къэхъукъым» — «Там, где нет хороших стариков, не растут
хорошие парни».
«Я очень счастливый
человек, потому что росла в семье, где были старики, росла на улице (в самом
центре Нальчика), где каждый вечер со всего района собирались старики, чтобы
поиграть в домино и поговорить о политике. У нас и мысли не было, что это
просто соседи. Мы их боялись и уважали так же, как своих родителей. Они, не
разбираясь, кто чей ребенок, ругали и хвалили нас, и мы точно знали, что это
заслуженно. Чувство стыда за проступки в нас воспитали именно они», —
соглашается с Зурабом Лиза.
Однако тот же Зураб
рассказал мне, что «не раз видел отношение к старикам, заслуживающее не только
порицания, но и пинка». Да и я сама была свидетелем сцены в городской маршрутке
Майкопа, когда молодая черкешенка громко и грубо отстаивала свое право сидеть
именно на этом месте, споря с пожилой женщиной так, как будто это был вопрос
жизни и смерти, не собираясь ни уступать в споре, ни уступать того самого
места…
То, что преклонение
перед стариками и старшими исчезает, — нездоровый симптом. Изменилось и само
понятие «старшие». С одной стороны, технологии и темпы нашей жизни делают
влияние стариков скорее этикетным, чем реальным, — старики все чаще говорят,
что их внуки и дети гораздо умнее их, особенно с восторгом и восхищением
наблюдая, когда двухлетние дети ловко справляются с пультом телевизора, а
10-летние могут найти в интернете любую информацию.
С другой — кто из нас
не слышал историй о том, как молодежь на работе ждет от старших мудрого совета,
хочет поделиться своим креативом, а в ответ получает ревностный «холодный душ»?
Мне рассказали массу историй, когда новаторские интересные предложения молодых
людей задвигались и торпедировались просто потому, что их инициаторы были
молоды. А отстоять свою позицию в споре со старшим коллегой рискнет не каждый.
Например, один из моих собеседников вспомнил, как возрастной врач сказал своему
молодому коллеге: «Мне все равно, насколько этот метод лучше: пока я тут
работаю, вы этого здесь делать не будете».
Что изменилось в нашем
отношении к старости и старикам? Удастся ли адыгам
удержать высокую планку почтительного и почти что идеалистически-романтического
отношения к старости как к особому периоду жизни? Эти вопросы требуют
серьезного, вдумчивого разговора и анализа. Я не случайно завершаю свою
традиционную колонку знаком вопроса…
В семье протоиерея Александра и матушки Марии
Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр – настоятель храма
Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела
Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными
органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала
«Православие и мир» – одного из крупнейших православных сайтов. Мы попросили
отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.
–
Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось
в прежние времена?
В
старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно,
решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее
воспитывал отец:
– Папочка, а можно, я в
церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.
– Нет, доченька, нельзя.
– А почему, папочка?
– А ты сегодня по улице
шла?
– Шла, папочка.
– Старушку видела?
– Видела.
– А ты ей в пояс
поклонилась?
– Нет, папочка.
– А почему? Она перед тобой
уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась.
Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.
Обратите
внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец,
и с каким почтением, не помышляя «качать права», говорит с ним его доченька.
Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях,
какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!
Из
других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не
поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были
такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным
жизненным, духовным и практическим опытом.
Сейчас
семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью.
Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке,
остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах – деградация. Когда я
был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а
сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька».
Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое
происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую
средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.
–
Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что
современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того,
что им не разрешают пойти в храм…
– К
сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы
правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто
можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это
нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку
гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и
благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию
да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее
«такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка,
и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не
понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить,
что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог
скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.
–
«Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?
–
Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»:
когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал:
«Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет
весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым,
но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже
когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй,
добивайся, чтобы ребенок это уяснил.
Воспитание
основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не
запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова
повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть,
талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что
повторять придется неоднократно.
Если
хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для
общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о
том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда,
их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна
фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку.
Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого
общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно
выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет
начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог
свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и
его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и
правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не
интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая
какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а
просто самодур.
–
Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы
отношения к старшим?
–
Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие,
слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по
Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты
нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата надо слушать в отсутствие
отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это
относится и к матери.
Конечно,
не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например,
приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших
детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.
–
Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется
отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом
возрасте?
–
Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек
этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и
воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости,
интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст
ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут
значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую
перестройку, происходящую в ребенке.
Жизнь
ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно
перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие
сложности и беды, связанные с воспитанием детей
начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным,
занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти
то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то
важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого
взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться,
читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.
Если
время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если
человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и
исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к
старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит,
начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой
стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя
глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться
такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.
Среди
распространенных недостатков – излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть
твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно
привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в
бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо,
а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски,
нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло –
плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не
получится.
–
Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы
сегодня видим повсеместно?
–
Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии:
страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе
господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным
уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг
благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому,
Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар,
который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность.
Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность –
это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже
нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.
Приведу
такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный
экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального
училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте
себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ
сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную
музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на
мастерстве.
–
Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во
многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим?
Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой
Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли
только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые
награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9
мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться.
Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей
историей…
–
Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не
заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников,
кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один
курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные
промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь
первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за
свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают
отдельные разрозненные мифы.
Воспитание
же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно
сформировать твердый характер и почтение к старшим.
– А
что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?
–
Это значит, что каждый человек – личность, сотворенная по образу и подобию
Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать
личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не
будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не
раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.
–
Последний вопрос о взрослых детях, что делать, если родители слишком настойчиво
и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?
–
Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все
внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут
возникнуть такие проблемы, многодетность – это не панацея от проблем, но
конечно, такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям.
Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный
эгоизм – это то, с чем ребенок может не справиться. Если молодая семья живет вместе
со старшими, то это обстоятельство, подчас, способствует возникновению
конфликтов, которые нередко приводят к распаду еще не окрепшей семьи. Поэтому
нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого
непочтения к родителям, которых обязательно нужно общаться и навещать, но жить
молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу:
собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи – это большая
комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная
проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную
жизнь, и законными способами добиваться, власти, содействовали решению жилищных
проблем.
– Ребенок
по отношению к родителю всегда находится в слабой позиции. Как защитить себя от
родительских ошибок?
О.
Димитрий:
–
Если родитель злоупотребляет своей властью, ребенок, пока он мал, ничего не
может с этим сделать. Но я не согласен, что ребенок всегда пребывает в
зависимом состоянии. Когда родители приближаются к старости, дети и родители
меняются местами. Если раньше родители были великодушны по отношению к ребенку
и терпели его младенчество, переходный возраст, то теперь дети должны быть
великодушны к своим родителям. Мы терпим их немощи, старческие или
человеческие. Но если родители обижали нас – это не даёт нам морального права
поступать с ними так же. Отвечая добром на зло, мы ничего не теряем, только
приобретаем.
Взаимотношение поколений
в Китае
Конфуцианство
как основа традиционных отношений в Древнем Китае вызывает особый интерес в
связи с параллельным исследованием различных религиозно-этических течений, особенно
на фоне разрушения нравственных устоев среди коренных народов современных
Европы, Америки и России. Институт семейных отношений в ХХІ в. претерпевает резкие
изменения, наряду с трансформацией высших духовных ценностей и культурных кодов.
В
большинстве европейских стран сегодня преобладает нуклеарная
семья, отношение к пожилому возрасту носит негативный характер, и потому задача
современного общества восстановить статус людей третьего возраста на основе
высших ценностей перейти на новые внутрисемейные отношения. Патриархальные
традиции Китая, сохранившиеся с древнейших времен и контрастирующие с идеалами
западной цивилизации, являются наглядным примером сохранения семьи. Поэтому
анализ истории этических отношений в Китае имеет для ученых особое значение.
Первоначально
иерархия отношений, как внутри китайской семьи, так и на государственном
уровне, строится в рамках религиозно-этических норм, заложенных еще в эпоху Шань (Инь) и Чжоу. Культ предков и сложившаяся на его
основе система жертвоприношений прочно вошли в основу общественного уклада
эпохи Шань, где задачей каждого члена семьи мужского
пола было рождение наследников, в обязанности которых входило приносить жертвы
предкам. В период Чжоу человеческие жертвоприношения были добровольно прекращены,
но тип многочисленной семьи с большим количеством сыновей сохранился.
Сформировавшиеся государственные институты и нравственные нормы государства
Чжоу способствовали развитию древнекитайской культуры, лицо кото-
рой сохранено и поныне. Внутрисемейные традиции этой эпохи послужи ли
толчком для появления института семьи в Древнем Китае.
В
VI в. до н.э., благодаря Конфуцию и его книге «Лунь Юй»,
возникают новые формы взаимоотношений, опирающиеся на «Сяо
Цзин» («Трактат о сыновней почтительности»), включающий в себя пять
обязанностей сыновнего благочестия. Сформировавшийся на этой основе базис высших
ценностей включал в себя моральные нормы, правовой кодекс, а также семейные
традиции и ритуалы, основанные на религиозных предписаниях и культе почитания
предков.
Конфуцианство,
оставив заметный след в китайской культуре, определило ее развитие на сотни
лет. Оказав, наряду с даосизмом, влияние на литературу и живопись, где
важнейшим лейтмотивом была мысль о кратковременности жизни, уходящем времени и
о неизбежности смерти, учение Конфуция придало особый смысл и статусу старости,
изменив ее восприятие в философском и этическом контексте.
В
Поднебесной мало кто из поэтов не писал о своих поседевших висках и наступившей
дряхлости. Большинство из них, будучи еще молодыми, умышленно увеличивали свой
возраст, искусственно состарив себя и воспевая старость в
иносказательной форме. Причиной подобного пафоса являлось страстное желание
молодых получить самостоятельность, достигнув зрелости, а затем, состарившись,
приобрести почет и уважение, поскольку почитание старших, равно как и почитание
власти, являлись неотъемлемой частью общественной жизни.
Взаимотношение
между поколениями в Саудовской Аравии
Уважение
к старшим по возрасту и положению - это сунна.
Посланник Аллаха сказал: «Одним
из видов возвеличивания Аллаха является почитание мусульманина, обладающего
сединой» (Абу Дауд).
«Если
молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за
его возраста, то Всевышний Аллах ﷻ пошлёт ему того, кто так же с почтением
будет относиться к нему в его преклонном возрасте» (ат-Тирмизи).
В мусульманском обществе положено проявлять уважение и почтение к людям
преклонного возраста.
Об
этом свидетельствуют слова Пророка ﷺ, переданные от Амра
ибн Шуайба (р.а):
«Не
из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердия) к младшим и не
проявляет достойного уважения к старшим (по возрасту и знаниям)» (ат-Тирмизи).
Выражение
«не из нас» в данном хадисе означает, что неуважение к старшим является большим
грехом, поэтому Пророк ﷺ и показывает свою непричастность к совершающему этот грех.
Уважение
к старшим – одно из самых благородных проявлений нрава молодого человека. Оно
находит отражение во многих аспектах нашей жизни, отношениях с людьми.
Посланник
Аллаха ﷺ предостерегал от проявления неуважительного отношения к
старшим.
Имам
Табарани в книге «аль-Кабир»
рассказывает, что Абу Умамат (ра)
передал от Пророка ﷺ:
«Тремя
людьми пренебрегает только лицемер: обладателем седины в Исламе (взрослым,
седым мусульманином); обладателем знаний и справедливым имамом».
Пренебрежение
может выражаться в насмешках, подколках, в обращении к нему с грубой речью,
неэтичном поведении в его присутствии. Разве мало случаев, когда старец
проходит рядом с компанией молодых, и кто-то из них начинает подражать ему в
походке, разговоре, насмехаться над ним?
Нередки
случаи, когда в школах ученики издеваются над пожилыми учителями, в вузах
студенты также могут позволить себе это. Всё это признак невоспитанности
человека, и немалую долю ответственности здесь несут родители. К сожалению,
сегодня многие позабыли об этой сунне. Родители редко заняты воспитанием своих
детей, мало кто уделяет внимание обучению уважительному отношению к старшим.
Более
того, находятся и такие родители, которые, наоборот, воспитывают в детях
эгоизм, пренебрежение к взрослым. Когда в автобус или маршрутное такси заходит
пожилой человек, некоторые молодые люди могут даже не убрать ноги, чтобы дать
старику пройти, не говоря уже о том, чтобы уступить ему место.
Подобное
отношение вернётся к молодому человеку, когда он сам достигнет преклонного
возраста.
Помните
слова лучшего из творений – Пророка Мухаммада ﷺ:
«если
молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за
его возраста, то Всевышний Аллах пошлёт ему того, кто так же с почтением будет
относиться к нему в его преклонном возрасте» (атТирмизи).
Из
этого хадиса ясно, что если молодой человек проявит неуважение к пожилым, то
Всевышний Аллах пошлёт ему тех, кто и к нему будет относиться подобным образом
в его старости. Причина подобного отношения – отсутствие в человеке такого
качества, как стеснение, стыдливость. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Поистине,
стыдливость является благом во всём» (Муслим).
Взаимодействия между поколениями в
Южноафриканской республике
Южно-Африканская
Республика — страна во многом удивительная. Здесь 11 официальных языков, среди
них — английский, который знает большинство жителей страны. Культура страны
очень разнообразна: здесь переплелись культуры множества африканских народов,
среди них — зулусы, свази, тсонга и другие, а также
народы со смешанной африканской, азиатской и европейской кровью. Много в ЮАР и
выходцев из Индии. Белые южноафриканцы — это или африканеры, говорящие на
африкаанс, или англо-южноафриканцы, говорящие на английском. Предки первых были
родом в основном из Франции и Голландии, последних — из Англии.
В связи с большим количеством смешанных
культур, традиции разнятся в зависимости от части страны, но в целом
южноафриканцы похожи. Жители Южно-Африканской Республики добры, любезны и
всегда рады предложить помощь, легко идут на риск. Южноафриканцы с большим
почтением относятся к пожилым людям. Пожилых мужчин часто с уважением называют
«отцами», «дядями», а женщин — «мамами» и «тетями». В южноафриканском обществе
семья стоит на первом месте. Это относится как к близким, так и к дальним
родственникам, особенно в более традиционной культуре чернокожих жителей ЮАР.
Белые южноафриканцы считают более важными близких родственников. Многие жители
ЮАР, переезжающие в города, продолжают поддерживать контакт с оставшимися в
сельской местности родственниками и стараются оказывать им финансовую помощь.
Основные различия можно наблюдать между
городским и сельским населениями. Городские жители живут в более быстром темпе,
чем жители сельской местности. Люди в больших городах больше заинтересованы в
материальных ценностях и могут смотреть на жителей сел и деревень свысока. Кейптаунцы считают свой город лучшим в стране и иногда с
превосходством относятся к жителям других городов. Они оценивают людей по
социальному положению, но при этом высоко ценят дружественные и семейные связи.
У чернокожих сельских жителей часто встречаются старинные традиции их племен,
городское же чернокожее население поддается влиянию западной культуры.
Взаимодействие
между поколениями в Индии
Многие индийцы живут в больших
семьях, где старейшины выступают в качестве главы семьи. Старших поддерживают
младшие члены семьи, а они, в свою очередь, играют ключевую роль в воспитании
своих внуков.
У старых членов семьи всегда ищут
совета по ряду вопросов, от вложения семейных денег до мельчайших деталей
традиционных свадебных ритуалов и внутрисемейных конфликтов. И это не просто
пассивный совет, их слово является окончательным в разрешении споров. Пожилые
люди часто являются самыми религиозными и это благотворно влияет на всех членов
семьи.
Неуважение
к старшим в семье или отправка их в дом престарелых - это социальное табу в
Индии. В 2007 году парламент Индии принял Закон о содержании и благополучии
родителей и пожилых граждан. В результате родственники, которые не заботятся о
своих старших членах семьи, могут быть.
Заключение
В Древнем Риме старейшины были
ценным ресурсом. Хотя средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла
около 25 лет, некоторые люди доживали до 70 лет, и их обычно уважали за
мудрость. Римляне использовали знания своих пожилых людей и верили в их
мудрость и опыт.
«Нет ничего дороже для человека, чем
мудрость, и, хотя возраст забирает все остальное, он, несомненно, приносит нам
именно ее» - Цицерон.
То, как общество относится к пожилым
людям и обращается с ними, тесно связано с их высшими ценностями, и является
показателем его цивилизованности.
Список литературы:
1.
https://sovetskaya-adygeya.ru/2022/03/29/uvazhenie-k-starshim-v-adygskoj-kulture/
2.
https://pravoslavie.ru/36697.html
3.
https://pravoslavie.ru/119606.html
5.
https://vk.com/wall-127891971_3516
6.
https://www.orangesmile.com/destinations/south-africa/traditions.htm
7.
https://dzen.ru/a/YKnf_LDKT0ROFwlb.