18 июня 2025

Самовосприятие нации и идентификация человека как его часть

Самовосприятие нации

Выполнил: студент

экономического факультета

Адыгейского государственного университета

Жуков Н.

Оглавление:

Введение

1. Этапы формирования самосознания нации на примере России.

2. Адыги

3. Индия

4. Корея

5. Китай

6. Бразилия

7. Южно-Африканская Республика (ЮАР)

8. Что же влияет на национальное самосознание?

9. Современные вызовы и изменения в самовосприятии нации

** Источники**

 

Введение

 

Нация - в современной социальной науке и праве под нацией понимаются два типа человеческих сообществ: совокупность граждан одного государства (политическая, или гражданская, нация) и этническая общность (этническая нация, этнонация, культурная нация).

Национальная идентичность или же самовосприятие нации - одна из составляющих идентичности человека и связано с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации. Национальная идентичность - это чувство «нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком». Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Самовосприятия нации и идентификации человека как ее части имеет огромное значение в развитии общества. Понимание себя как части определенной нации или культуры формирует наше мировоззрение, ценности, поведение и принятие решений, консолидирует общество вокруг общих идей. Когда люди ощущают себя частью определенной нации или культуры, они более склонны к взаимопомощи, сотрудничеству и общим целям.

 

1. Этапы формирования самосознания нации на примере России.

 

У древних народов самовосприятие нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком отсутствовало.
Не было понятия “Нация”, люди не относили себя к русским, адыгейцам, французам. Больше шла привязка либо к деревне, либо какому-то племени, как, например, у славян были Кривичи, Дреговичи и остальные.

В формировании нации, по В.А. Шишкину, принято выделять следующие этапы, которые мы проследим на примере России:

1. Родоплеменная общность — языковая и территориальная общность людей, основанная на общей собственности.

В VIIVШ веках племена объединяло кровное родство, а не политическое единство, которое не играло ведущей роли в формировании государственности. В борьбе за власть между племенной знатью и военным предводителем — князем — в конечном итоге победила военная дружина во главе с князем. Это дало возможность возникновению централизованной власти и государства.

2. Народность или народ — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая формируется с возникновением частнособственнических земельных отношений, и свойственна для рабовладельческого строя и феодализма.

Политическое единство Древнерусского государства держится на родственных и вассальных связях между великим князем и удельными князьями. Удельное самосознание князей и народа в эту эпоху позволяло доминировать не государственным и народным интересам, а потребностям собственного удела. Основы общности строятся на родственности местных языков и православной религии. В то же время основы единства не являются необходимостью ни для князей, ни для населения. В связи с тем, что население ведёт натуральное хозяйство, нет потребности в едином рынке.

Таким образом, самосознание элиты по своей сути — родовое, и лишь в правление Владимира I начинает формироваться государственное самосознание.

3. Нация — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, формирующаяся на основе капиталистического производства и обмена. Характеризуется самосознанием централизованного государства. Ведущей духовно-политической ценностью является укрепление монархии и защита православия.

В эпоху формирования Московского царства в стране появился единый политический центр со столицей — Москвой. В государстве сформировались единые фискальная и оборонительная системы, а также единое государственное управление. Силовые и экономические методы собирания земель вокруг единого центра позволили князю Московскому собирать дань для Золотой Орды со всех русских земель. Перерастание удельной политики во всерусскую трансформировало удельное самосознание. Возникло понимание необходимости политического объединения всей Руси для борьбы за национальную независимость. В XIV веке впервые в княжестве появился митрополит из русских, который также поддерживал идею национальной независимости.

Всё это свидетельствует о подъеме национального самосознания, уже с этого момента можно говорить именно про народ как единое целое.

 

2. Республика Адыгея

 Этот народ изначально разрозненный, неустанно воюющий между собой, как некогда славянские племена, но сплотившийся перед общей бедой. Процесс объединения адыгских племён проходил ближе к Кавказской войне, XIX век, то есть формирование именно национальной идентичности адыгов как единого народа можно считать именно этот период времени. В это же время появляются адыгские писатели.

К сожалению, адыгский народ сейчас очень сильно разбросан после Кавказской войны. Большинство адыгейцев проживает в Турции, куда они были сосланы из Российской империей, но это не мешает их национальному самовосприятию, а наоборот объединяет общим горем.

Адыгейцы в разных странах не считают друг друга чуждыми людьми, они имеют общую историю, общее представление о прошлом и общую религию.

 

3. Индия

Народ Индии называется одной нацией лишь в политическом смысле, так как в самой стране имеется множество национальностей, образующих Индию. Самой многочисленной считаются хиндустанцы, составляющие около 35 % от всего населения Индии.

Так почему же тогда Индия это единая страна и почему у этих народов присутствует индийская идентичность?

Одной из причин является религия. Так, 80% жителей Индии исповедует одну религию, а именно Индуизм.

С языком дела обстоят сложнее, всего 40% населения являются носителями Хинди.

Но главной причиной формирования национального самосознания стало именно национально-освободительное движение за независимость.

Народ Индии слишком долго находился под колониальным гнётом, Великобритания не уважала религии Индии (на момент колониальной зависимости Ислам и Индуизм), а любые попытки изменить порядок жестоко пресекались, но после Второй Мировой Войны Британия была слишком истощена, чтобы продолжать поддерживать порядок в Индии и уже в 1947 году согласовали с мусульманами, общиной неприкасаемых и сикхов раздел Индии по религиозному принципу и уже в 15 августа Индия обрела независимость.

Уже будучи независимым государством, Индия начала активно продвигать идею индийцев как единого целого, объединённого общей историей и религией.

 

4. Корея

Народ Кореи довольно долго был под властью то китайцев, то японцев, а после второй мировой войны их и вовсе разделили на два разных политических лагеря, однако северные и южные корейцы, несмотря на политические и идеологические различия, разделяют глубокое чувство национальной идентичности и гордости за свою культуру и историю. Оба народа считают себя истинными корейцами, придерживаясь общих традиций, языка и наследия. Для северян это выражается в приверженности социалистическим идеалам и культуре, созданной в условиях изоляции, тогда как южане акцентируют внимание на демократических ценностях и экономическом развитии. Однако, вне зависимости от различий, оба народа стремятся сохранить свою уникальную идентичность и связывают свое существование с общей историей Корейского полуострова. Это чувство единства, несмотря на разделение, подчеркивает важность корейской идентичности в сознании обоих народов.

 

5. Китай

Китай насчитывает около 56 национальностей, которые объединены в единую китайскую нацию, что очень схоже с Индией. Сосуществуют вместе народы очень давно, но формирование национального самосознания начинает активно проявляться примерно с 1840 года и прежде всего это связано с тем, что китайский народ, в связи с проявлением интереса колониальных держав (Соединённое королевство Великобритания, Российская Империя, Германская Империя и др.), оказался в сильно невыгодном положении. Империи навязывали Китаю свои требования, подсадили народ на опиум, оккупировали часть территорий, а также сильно ограничивали развитие.
Всё это сильно не нравилось китайскому народу, а правящая династия ничего не могла поделать с этим, из-за чего в умах людей поселилась идея о том, что монархия неэффективна. Было множество бунтов, недовольств и всё в итоге привело к революции в 1911-1912 годах. После победы над династией Цин, провозгласилась Китайская Республика, но и она долго не прожила. Уже в 1916 году в стране, после смерти Юань Шикая, президента республики, начался хаос. Каждый «полевой командир», возглавлявший какую-нибудь воинскую часть, был полным властителем на той территории, контроль над которой мог удержать. Этот период в истории Китая известен как «эпоха милитаристов». К 1930-м годам почти удалось восстановить страну, но она всё еще была разделена. Так, главными силами были Гоминьдан, Китайская советская республика и Маньчжоу-Го, марионеточное государство под протекторатом Японии. В преддверии войны, китайские силы образовали единый фронт и вместе сражались в 1937 году, когда началась война с Японией. В 1940 году Китай потерпел поражение.

В 1945 году Япония капитулировала и в Китае началась гражданская война между КПК (Коммунистическая Партия Китая) и Гоминьданом. Победителями вышли КПК, они заняли весь материк, а проигравшая сторона отправилась на остров Тайвань, где находятся и по сей день, но ныне они считаются непризнанной страной.

Материковый Китай считает остров Тайвань своей частью, поэтому в национальном самовосприятии для китайцев тайваньцы являются частью китайской нации. Тайвань же имеет схожее национальное самовосприятие и считает материковых китайцев частью своей нации, просто они «находятся под временной оккупацией коммунистами».

Что же мы имеем в итоге?

итайское самосознание себя как единого целого начинает проявляться в 1840-х и окончательно закрепляется с окончанием гражданской войны.

 

6. Бразилия

Изначально Бразилия являлась колонией Португалии, где смешалось множество народностей и даже рас: португальцы, чернокожие рабы из Африки и индейцы, т.е. коренное население.

Под воздействием колониального гнёта начинается формирование национального самосознания, народы хотели освобождения, а многолетнее проживание вместе сплотило всех.

7 сентября 1822 года Бразилия провозгласила о независимости и в 1825 году уже закрепляет этот статус, заключая соглашение с Португалией, где признавалась их независимость.

Национальное самовосприятие Бразилии продолжала формироваться довольно продолжительное время. Множество рас смешались, как и культуры, а с развитием индустриализации регионы всё больше были связаны друг с другом.

В нынешнем же времени самосознание нации бразильцев держится на «расовой демократии», смешении культур и общей памяти о колониальном гнёте.

Подводя итоги, Бразилия долго являлась колонией Португалии, она имеет обширную территорию, где проживали португальцы и коренные народы, а также сюда свозились чернокожие рабы из Африки. С обретением независимости, Бразилия не препятствовала смешению рас и в результате чего бразильский народ очень разнообразен, а каждый регион может обладать собственными традициями и культурой, но при этом они все имеют представление о том, что они именно бразильцы

 

7. Южно-Африканская Республика (ЮАР)

ЮАР долгое время являлся колонией Великобритании, получила независимость в 1961 году и это очень сильно отразилось на стране. Так, в колониальное время белые расы имели привилегированное положение, а остальное цветное население было ниже в иерархии и это создавало социальную проблему, в обществе были развиты предрассудки насчёт других рас.

С 1948 по 1994 года, то есть даже когда страна обрела независимость,  в ЮАР проводился апартеид – социальная политика расовой сегрегации. Были запрещены межрасовые браки, страна делилась на области для каждой расы, существовали раздельные пляжи, общественный транспорт. В это время не было никакой речи о полноценной национальной самоидентичности, большинство жителей страны считали себя отчуждёнными и разделёнными, не было единства.

Конец этому положил первый демократически избранный президент Нельсон Мандела, который отменил апартеид и установил расовое равноправие. Народ стал объединяться под единой идеей, но процесс продолжается до сих пор, урон, нанесённый апартеидом, был слишком серьёзен и объединение в условиях, когда расовые предрассудки до сих сохраняются, пускай и в умах простых людей, проходит очень трудно.

Но ЮАР активно идёт к объединению народа и образованию полноценного национального самовосприятия, которое учитывало бы разнообразие этнических групп.

 

8. Что же влияет на национальное самосознание?

1. Историческое наследие и культурная память: история, традиции, обычаи, язык и культура народа оказывают существенное влияние на формирование национального самосознания.

2. Этническая принадлежность и национальная идентичность:чувство принадлежности к определенной этнической группе и осознание своей национальной принадлежности влияют на формирование национального самосознания.

3. Политические и социальные факторы: политические процессы, идеологии, религия, экономическое положение и социальные условия также могут значительно влиять на национальное самосознание.

4. Образы и стереотипы: медиа, литература, искусство, кино и другие средства массовой информации могут формировать определенные образы и стереотипы о нации, которые влияют на ее самоощущение и самоидентификацию.

 

9. Современные вызовы и изменения в самовосприятии нации

Современные вызовы и изменения в самовосприятии нации могут быть связаны с множеством факторов, таких как глобализация, миграция, изменения в политической ситуации, экономические кризисы и т.д.

Одним из основных вызовов является усиление глобальных взаимосвязей, что может привести к появлению новых или угасанию старых идентичностей. Например, в условиях миграционного кризиса многие страны сталкиваются с необходимостью пересмотра своей политики по отношению к иммигрантам и беженцам, так как большинство беженцев не хочет адаптироваться к образу жизни тех, к кому приехали, из-за чего возникает множество проблем, например, приезжие не имеют национального самовосприятия изначальных жителей страны. Они не хотят жить по законам страны, куда приехали и в итоге навязывают свои. А сама глобализация ведёт к угасанию национальных отличий, насаждается “Американская мечта”, образ и быт жизни американцев. Многие страны пытаются бороться с этим влиянием, как, например, Россия, Китай и Иран.

Также стоит отметить изменения в политической ситуации, которые могут привести к возникновению новых национальных идентичностей и конфликтов. Например, всплеск националистических идей в некоторых странах может привести к изменению восприятия нации как единого целого. Так, Великобритания всё меньше становится единой страной и всё больше выделяются такие народы как шотландцы и валлийцы. Они уже выступают под своими флагами на олимпийских играх. А в той же Испании так и стремится отделиться Страна Басков

Экономические кризисы также могут оказать влияние на самовосприятие нации, поскольку они могут повлиять на уровень благосостояния, социальную стабильность и общественное мнение о правительстве, вызвать недовольство в сторону мигрантов.

 

Источники

1.                 Нация / Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия : [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/c/natsiia-098567 (дата обращения: 24.04.2025).

2.                 Национальная идентичность / Википедия [Электронный ресурс] // Википедия : [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальная_идентичность (дата обращения: 24.04.2025).

3.                 Этапы развития национального самосознания в России / Шишкин В.А. [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-natsionalnogo-samosoznaniya-v-rossii/viewer (дата обращения 24.04.2025).

4.                 Население Индии / Википедия [Электронный ресурс] // Википедия : [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Индии (дата обращения: 24.04.2025).

5.                 Формирование национального самосознания в Китае в Новое время (1840-1949) (Сводный реферат) / Cyberleninka [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2008-01-043-045-formirovanie-natsionalnogo-samosoznaniya-v-kitae-v-novoe-vremya-1840-1949-svodnyy-referat/viewer (дата обращения: 24.04.2025).

6.                 Бразильская идентичность как социокультурный феномен / Cyberleninka [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brazilskaya-identichnost-kak-sotsiokulturnyy-fenomen/viewer (дата обращения: 24.04.2025).

7.                 Этническая идентичность в современной ЮАР / Cyberleninka [Электронный ресурс] // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-identichnost-v-sovremennoy-yuar/viewer (дата обращения: 24.04.2025).

 

Craftum Сайт создан на Craftum