18 июня 2025

Религиозные обряды

Религиозные обряды

 

Автор: студент

исторического факультета

Адыгейского государственного университета

направления подготовки

 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки

(история и обществознание)»

Агержаноков Е.Р.

 

Содержание:

 

Введение

1. Россия

2. Адыги

3. Великобритания

4. Япония

5. Индия

6. Мексика

7. Израиль

8. Мадагаскар

9. Новая Зеландия

10. Ватикан

11. Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ)

12. США

13. Южно-Африканская Республика (ЮАР)

**Заключение**

**Источники**

 

 

Введение

У каждого народа есть своя система религиозных обрядов, которую этнос сохраняет сквозь века. Религиозные обряды были для предков сакральной ценностью, которая воплощала всю историю и культуру народа. Поэтому знание и понимание религиозных обрядов, ритуалов и обычаев позволит человеку лучше понять не столько быт народа, сколько его мировоззрения и мировосприятие.

Не безосновательно российский этнолог А. К. Салмин подчеркивает: «Действительно, обряд, отражая почти все стороны жизни народа на протяжении ряда эпох, является зеркалом духовности.»

Поэтому человек, который стремится к кросс-культурной грамотности, должен познать и религиозные обряды народов, наравне с языком, обычаями, традициями и его историей.

 

1. Россия

Русский этнос традиционно исповедует Христианство. В России преобладает восточная ветвь христианства – Православие (с греч. ὀρθοδοξία («ортодоксия»), буквально «правильное славление, прославление). В иных источниках Православие называют «Ортодоксальной Церковью»

Поэтому большинство этнических религиозных обрядов обусловлены христианской верой. Часть обрядов либо совпадают, либо имеют сходства с обрядами других народов, исповедующих Православие. Но многие обряды имеют отличительные, от других народов, особенности.

Крещение

Во многих народах рождение ребёнка сопровождается с принятием его в исповедуемую религию. Родители спешили крестить младенца на восьмой, иногда на сороковой день. Имя выбиралось в зависимости от дня рождения или крещения. В каждый день закреплены имена святых, в честь которых и называли ребёнка.

Крещение чаще всего происходило в церкви, родители выбирали восприемника (он же «крёстный»). При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь. Восприемник со священником возлагал на шею белый платок и связывал его обоими концами, а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви. После обряда, в тот же день учреждался крестинный стол и при этом, кроме гостей, кормили и нищих.

Миропомазание

Миропомазание — христианское таинство, в котором человеку при помазании освящённым миром сообщаются особые дары Святого Духа, подающие силы для возрастания в духовной жизни. 

В православной традиции миропомазание следует непосредственно за крещением.  Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещёного особо освящённым ароматическим маслом — миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого».

Церковное венчание

Венчание начинается с обручения. Священник вводит жениха и невесту в храм, зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами.  Иногда сам священник производит обмен кольцами. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы. Затем приносится общая чаша с вином, из контрой супруги пьют трижды по очереди. Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это символ духовного союза.

Затем священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя с иконами. Круговое хождение означает вечное совместное хождение перед Богом, потому что двое становятся единым целым - и душой, и телом. Супружество должно быть шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного Таинства.  

Погребальный обряд

Погребальный обряд начинается с омовения тела, затем тело облачают в чистые в одежды. Тело помещают в гроб, глаза покойного закрывают, уста смыкают, руки с вложенной иконой или крестом располагают крестообразно. Перед погребением священник читает молитвы по усопшему – панихиду. После всех молитв гроб закрывают и опускают в могилу. На месте захоронения водружают крест.

Погребение принято совершать на 3-ий день. Поминальными днями считается 9-ый и 40-ой день.

Иные религиозные христианские обряды:

1.Причащение (или евхаристия) — таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

2.Исповедь — это обряд, в котором искренне исповедующий грехи при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник или архиерей.

3.Постриг (пострижение) – это обряд посвящения мирянина в монашество. Принятие на себя особых монашеских обетов, сопровождаемое определенным молитвенным правилом и пострижением.

Языческие обряды

Однако в этносе сохранились несколько языческих обрядов:

1.Святки — двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господня. В народной традиции это время связано с гуляниями, пышными застольями, колядками и гаданиями.

2. Масленица — это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвящённый прощанию с зимой и встрече весны. В эти дни пекут блины и сжигают чучело, чтобы проводить зиму и встретить весну. 

3. Иван Купала — народный праздник восточных славян, отмечаемый 24 июня (7 июля), посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Традиционно принято: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы, мыться в бане. Начинается праздник накануне вечером.

2. Адыги

Основная религия адыгов – Ислам. В Адыгее мусульмане относятся к суннитам, одному из двух ветвей Ислама. Однако, у адыгов сохраняются множество обрядов доисламского периода, такие обряды зачастую носят не религиозный характер, так как Ислам вытеснил большинство языческих обрядов адыгов.

Рождение ребёнка

Рождение ребёнка сопровождалось целым рядом обрядов, которые должны были помочь малышу в дальнейшей жизни. Так, считалось обязательным при рождении ребёнка посадить фруктовое дерево, сделать это должен был отец мужа. Считалось, что это устанавливает сакральную связь между деревом и ребёнком, как крепчает древо, так и крепнет ребёнок. Поэтому именно он должен будет в дальнейшим ухаживать за своим деревом.

Также важным событием было укладывание малыша в люльку (Гущэ), саму люльку чаще всего делали из боярышника, считалось, что это поможет от сглаза. Также на люльку и одежду ребёнка вешали разного рода обереги, которые так же должны были уберечь ребёнка от сглаза.

«Лечебные песни» (Зэчыры)

У адыгов музыка носила магических характер. Считалось, что благодаря музыки адыги смогли приручить некоторых животных. Музыкальные инструменты и люди умеющие на них играть очень уважались и почитались. 

Больным людям или во время извлечения пули традиционно исполнялись лечебные песни («К1эпщэ орэд», «Шъорэк1 орэд», «Щэхэх орэд»), которые должны были помочь своими магическими силами захворавшему.

Ураза (нэкlы мазэ)

Ураза является важнейшим религиозным событием для всех мусульман. По лунному календарю определяется начало священного для мусульман месяца Рамадан. С его наступлением начинается 30-ти дневный пост – Ураза.

У Адыгов на протяжении всего месяца в четверг принято готовить традиционные адыгейские пышки (Щэлям) либо плоские пирожки с сыром (Халюж). Считается, что в четверг священного месяца Рамадан врата Рая распахиваются и умершим позволяется посетить своих живых родственников.

Поэтому им готовят еду на весь год, до следующего Рамадана. Большую часть приготовленной еды принято раздавать соседям и родственникам. Этот обряд является отголоском доисламского обряда кормления умерших.

И в наше время к нему относятся очень трепетно. Этот обряд кормления умерших сохраняется, и по сей день он считается важным и сакральным для адыгов.

Курбан-Байрам (Къурмэн)

Через 70 дней после окончания Уразы (Ураза-Байрам) мусульмане совершают жертвоприношение. Данный обряд проводят в честь Ибрагима, который по указанию Аллаха был готов принести в жертву своего сына Исмаила. За верность Всевышний спасает ребёнка и посылает барана в качестве замещающей жертвы.

Поэтому принято приносить в жертву крупный скот (баранов, коз, быков), но у адыгов считается возможным приношение птиц (куриц, индюков, уток и т.д.) Перед началом обряда обязательно необходимо прочитать молитву, и само животное должно быть здоровым и упитанным.

Жертвоприношение должен совершать либо глава семейства, либо специально приглашенный доверенный.

Ашрай-маф

Адыгский праздник «Ашрай-маф» проходит 22 марта в весеннее солнцесостояние. Этот день еще называют «Адыгский новый год». Сам праздник имеет языческие корни.

Главный событием является приготовление ритуально супа – Ашрай, состоящего из 7 ингредиентов: кукуруза, пшеница, фасоль, рис, лук, молоко, бульон. Считается обязательным поделиться ашраем с соседями и родственниками.

Похороны

Современные похороны у адыгов проходят по исламским обрядам.

У адыгов принят поминальный дресс-код: Женщины в черном и с платком на голове, а мужчины в темных костюмах и обязательно в головном уборе (Паlo), чаще всего это папаха или «котелок».

Оповещение о похоронах в аулах происходит через мечеть. Муэдзин (священнослужитель, который призывает верующих на намаз), оповещает аул с минарета мечети имя и фамилию умершего. Так о похоронах узнают знакомые и коллеги, которые не оповещаются лично родственниками. Вход на похороны открыт всем желающим. Явка считается для родственников обязательной.

Оплакивают человека три дня. Начинается всё с омовения (его проводит обязательно семья или родственники). Приглашается эфенди (с тур. Efendi – господин, начальник; у адыгов используется в значении «многоуважаемый» в обращении к исламским священнослужителям), который читает поминальные молитвы (Дуа). Весь процесс проходит в доме умершего, приносить тело усопшего в мечеть не принято. Женщинам позволяется плакать, но тихо. Любые рыдания, завывания и т.д. запрещены.

Для погребения тело заворачивают в ритуальную белую простынь (Саван). Перед погребением участники совершат заупокойную молитву (Джаназа-намаз). По исламской традиции усопшего хоронят без гроба, уложив на дощатую основу и перевернув слегка на правый бок, голова умершего должна быть направлена в сторону Каабы (главной святыни Ислама в Мекке). Весь процесс сопровождается молитвами эфенди и присутствующих. На погребении присутствуют только мужчины. Детям полностью запрещено присутствовать на похоронах.

В период поминок в доме не готовят, еду приносят пришедшие на похороны родственники или соседи. На седьмой день принято раздавать одежду умершего родственникам или нуждающимся. На протяжении года после погребения каждый четверг родственники должны жарить щэлям для усопшего.

3. Великобритания

Основная религия Соединённого королевства – Христианство. Но преобладает течение протестантской ветви Христианства – Англиканство. Англиканство появилось в 1534г. в период Реформации. Главой Англиканской Церкви является властвующий монарх.

Поэтому у англичан те же религиозные обряды: Крещение, Причастие, Исповедь, Пасха, хотя в них есть определённые различия. Так, Англиканские священники во время крещения не опускают младенца в купель, а обливают его водой. Причастие хлебом и вином практикуют священники, миряне причащаются только хлебом (В Православии все причащаются вином и хлебом). Исповедь принимает скрытый за ширмой священник, а в Православии он имеет прямой зрительный контакт с исповедующимся. Различия в Пасхе несут чисто календарный характер.

 

Рождественские обряды

1.Адвент.  Предрождественский период, который начинается за четыре недели до праздника. В воскресенья Адвента прихожане посещают церковные службы, посвящённые евангельским чтениям. 

2.Сочельник. 24 декабря жители Великобритании ходят в церковь, а вечером собираются за праздничным столом в кругу близких родственников. 

3.Сжигание рождественского полена.  В древности англичане верили, что такой обряд помогал оставить все невзгоды и проблемы в старом году. Сейчас вместо полена зажигают толстые рождественские свечи. 

 

The Nativity of St. John the Baptist (Рождество св. Иоанна Крестителя)

24 июня все католики празднуют Рождество св. Иоанна Крестителя. Отличительная черта дня св. Иоанна (Сен-Жана, Сен-Хуана) - огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Сен-хуанские костры служили средством очищения.

 

Sacrament of the sick (Соборование больного)

Соборование больного — это обряд помазания больного елеем или возложения на него рук, через который подаётся благодать Божия для исцеления духа, души и тела. Священник помазывает лоб и руки больного маслом (обычно в форме креста), говоря: «Через это святое помазание да поможет вам Господь в своей любви и милосердии благодатью Святого Духа. «Да спасет тебя Господь, освободивший тебя от греха, и воскресит тебя»

 

4. Япония

Традиционная религия японцев – Синтоизм (политеистическая анимистическая религия). Суть которой заключается в поклонение «ками» (духам).

Ритуал Хацу-мия-маири

Знаменовался рождением ребёнка. Родители готовят рис с красной фасолью или рисовые лепёшки, и затем новорождённого несут в синтоистский храм. Первоначально обряд имел важное значение — после посещения храма ребёнок получал божественную защиту и вводился в общину прихожан храма. 

 

Синдзэн кэккон (свадьба)

Жених и невеста облачаются в национальные наряды и отправляются в синтоистский храм. Там они проходят обряд очищения и защиты от злых сил. У жениха свадебное кимоно чёрного цвета: широкие штаны хакама и накидка хаори с фамильным гербом (мон). У невесты кимоно белого цвета. После завершения синтоистской службы невеста покидает церемониальный зал и возвращается в новом обличии — в цветном кимоно с богатым узором, демонстрирующим её новый статус. 

Далее происходит обмен клятвами и совершается обряд сан-сан-кудо — жених и невеста выпивают по три глотка сакэ из брачных чаш. Самая маленькая — символ прошлого и благодарности предкам. Средняя — настоящее пары. А самая большая третья чаша олицетворяет их будущее, здоровье и счастье потомков. Напоследок новобрачные возлагают в храме ветки сакаки — вечнозелёного цветущего дерева, которое в Японии считается священным.

 

Таблички Эма

Эма — это деревянные таблички, распространённые в Японии, на которых синтоистские и буддийские верующие пишут молитвы или пожелания. 

Верующие пишут на них своё прошение, а после оставляют в святилище на специальных стендах с крючками.

 

Фестивали Мацури

Ежегодно по всей Японии проводят несколько десятков тысяч таких традиционных праздников, отмечая смену времён года, какую-либо памятную дату и пр.. Неотъемлемая часть таких праздников — украшения входа в дом и улиц, театрализованные представления, музыка, танцы, соревнования, игры, приготовление праздничных блюд. 

 

Синсосай (похороны)

Традиционные японские похороны начинаются с прощания с умершим. Родные смочивают его уста водой палочками для еды, обернутыми ватой. Тело покойного омывают горячей водой и очищают при помощи спирта или другой дезинфицирующей жидкости. Тело одевают в специальную одежду, символизирующую его странствование по иным мирам — белые кимоно и гетры, треугольную косынку, соломенные сандалии. 

В комнате для прощания вывешивают портрет покойного (но не фотографию), устанавливают перевёрнутую ширму. Отпевание проводится после укладывания тела в гроб. Для панихиды готовят алтарь, который украшают ветками японской камелии и устанавливают табличку с именем умершего. 

Затем проводят кремацию. После кремации прах покойного кладут бамбуковыми палочками в урну, поочередно помещая туда кости, начиная с нижних конечностей и заканчивая костями головы. 

 

5. Индия

Основной религией в Индии является Индуизм (традиционная политеистическая религия Индия).

 

Самскара (посвящение)

Самскара — это обряды посвящения в индуизме, которые отмечают определённые этапы жизни человека. Они начинаются с рождения и отмечают ранние этапы роста ребёнка, а затем различные этапы жизни, такие как первый учебный день, окончание школы, свадьба и медовый месяц, беременность, создание семьи. 

Некоторые примеры самскар:

Намакарана. Церемония присвоения имени ребёнку, которая совершается на 10-й либо 12-й день после рождения. 

Нишкрамана. Первое покидание ребёнком стен дома, которое обычно проходит на четвёртом месяце после рождения. 

Аннапрашана. Ритуал, который проводится, когда ребёнку уже 6 месяцев. Во время него ребёнок впервые принимает твёрдую пищу, чаще всего рис. 

Чудакарана.  Церемония состоит в первой стрижке детских волос. На третьем или пятом году жизни ребёнка голова его обривается, оставляя только небольшой пучок волос сзади.

 

Ягья (яджна)

Ягья - огненный ритуал, во время которого делаются подношения различным божествам. Зажигается небольшой священный огонь и приносятся подношения. Это может быть зерно, топленое масло и овощи. Одновременно с этим поются мантры, чтобы умилостивить таких богов, как Агни, Индра и Варуна.

Обычно ягьи предназначены для семейного благополучия, призыва мира и процветания. Такие ритуалы могут проводятся в течение нескольких часов или даже нескольких недель.

 

Пуджа

Пуджа (в переводе с санскрита — «поклонение», «молитва») — религиозный обряд в индуизме, храмовый ритуал поклонения символу или изображению бога. Проводится для выражения почтения и преданности Богу (или богам). В ходе обряда скульптурному образу божества предлагают пищу, воду, благовония, цветы и другие элементы.

Завершающее действие — это арати, или освящение мурти (статуя или изображение определённой формы Бога) лампадой с топлёным маслом или камфорой. Круговыми движениями мурти освящают, после чего присутствующим предлагают освятить себя от огня.

 

Тиртха-ятра

Тиртха-ятра — это индийское паломничество, путешествие к святым местам в индуизме. 

Считается древнейшей разновидностью паломнической практики индусов, дошедшей до наших дней. Она сложилась в результате поэтапного соединения доарийских ритуалов с ведийскими религиозными представлениями, а также влияния буддийской практики. 

 

Виваха (свадьба)

Ритуалы и процессы индуистской свадьбы различаются в зависимости от региона и общины. Однако есть несколько универсальных обрядов: 

1.                Каньядана — отдача отцом своей дочери. 

2.                Паниграхана — добровольное держание за руки у огня в знак единения. 

3.                Саптапади — совершение семи «шагов перед огнём» (каждый «шаг» представляет собой полный кругооборот огня). 

Главным свидетелем индуистского брака является божество огня (или Священный Огонь) Агни в присутствии семьи и друзей.

 

Тэравих (поминки)

            Начинается всё с подготовки тела. Покойного кладут на пол головой на юг, то есть в сторону царства мёртвых. Несколько дней тело омывают, причём делают это родственники, которые тоже считаются нечистыми. 

Доставка тела к месту кремации. Покойника укладывают на бамбуковые носилки и укрывают чистой белой материей. 

Церемония кремации. Индуистский священник и старшие члены семьи проводят церемонию («мукхагни»). Традиционно на ней присутствуют только мужчины, однако современные индуистские похороны позволяют присутствовать женщинам. 

Развеивание пепла. На следующий день после похорон пепел развеивают над священным водоёмом или важным для умершего местом. 

 

6. Мексика

Главная религия Мексики – Католицизм. Связано это с испанской конкистой, после завоевания конкистадорами земель современной Мексики началось католическое миссионерство. Прибывшие из Старого Света миссионеры обращали местное население в христианство по Римскому образцу (оно же Католичество). Но несмотря на это павшая Империя Ацтеков до сих пор оставила свой неповторимый след, в мексиканской культуре.

 

Día de los Muertos (День мёртвых)

Праздник является проявлением языческих корней мексиканцев, и в целом не имеет обоснованности христианством.

День мёртвых проходит ежегодно 1-3 ноября. Каждая семья украшает свой собственный алтарь для родственников, отошедших в мир иной. Чаще всего украшают яркими желтыми цветами (китайская гвоздика), всевозможными изображениями черепов, костей, скелетов и символов смерти в виде Женщины-Скелета Катрины («Калавера Катрина», «Катрина Муэрте»).  Но не надо путать Катрину Муэрте с Санта Муэрте. Катрина Муэрте – это атрибут традиционного праздника, а Санта Муэрте – божество, мексиканский народный святой, олицетворяющий смерть в виде женского скелета. На постаменты кладут любимые вещи, еду, напитки почившего родственника, сладости, зажигают свечи. 

Обязательным считается посещения кладбища. Мексиканцы устраивают там шумные вечеринки с песнями и танцами. Также ведутся долгие беседы с усопшими родственниками и вспоминаются весёлые факты из жизни умершего.  Еще одна традиция праздника, особенно «красочная», состоит в непременном возвращении останков покойного с городского кладбища в лоно семьи и ритуальное омовение. Проще говоря, в дни празднования могилу вскрывают, кости усопшего выкапывают, приносят домой, заботливо моют и полируют, и выкладывают на алтаре для более «тесного» духовного контакта. По окончании ритуала останки возвращаются на кладбище.

В крупных городах организуются зрелищные уличные шествия, шумные карнавалы, импровизированные выставки и ярмарки, в маленьких — кладбищенские пикники. Участники торжества надевают костюмы скелетов или монстров, украшают свои лица различной росписью, берут в руки факелы и с песнями и танцами отправляются по улицам по направлению к кладбищу. 

Наиболее красочным мероприятием принято считать парад Катрины в Мехико — грандиозный карнавал, тянущийся по улицам города, к созданию подобного образа готовятся в течение всего года. 

Традиционная выпечка к празднику – Pan de muerte (Хлеб Мёртвых) – посыпанная сахарным песком булка, сверху которой впекается хлебный шарик, символизирующий череп. Этакий мексиканский «кулич для мертвых».

 

Nuestra Señora de Guadalupe (Праздник Богоматери Гваделупской)

Праздник Богоматери Гваделупской в Мексике проходит ежегодно 12 декабря. 

Торжества начинаются с мессы у ворот религиозного центра страны — Базилики Девы Гваделупской в Мехико. Паломники молятся Деве Гваделупской

Затем начинаются народные гуляния. Пилигримы шествуют через город с букетами цветов в руках (символические подарки для Девы Марии). Некоторые из них, особо набожные, путь по каменной дороге к Базилике проделывают на коленях, молясь о свершении чуда или вознося благодарственные молитвы Деве Марии Гваделупской

По окончании церковной службы на главной площади Мехико накрывают праздничные столы, расставляют лотки с сувенирами, устраивают уличные представления с музыкой и танцами. В некоторых частях города из цветов строят алтари в честь Девы Гваделупской

В этот праздничный день есть место даже таким опасным забавам, как родео и бои быков.

 

Semana Santa (Страстная неделя)

По всей стране мексиканцы празднуют последние дни Христа во время Страстной недели долгожданными процессиями, церемониями и ритуалами. Во многих городах Мексики происходят драматические постановки о том, как Иисуса мучили и распяли. Актёр, играющий в Иисуса, обычно носит настоящий терновый венец и несёт массивный крест на большие расстояния. 

В некоторых регионов Мексики мужчины и женщины, которые показывают своё покаяние и доказывают свою веру, причиняя физическую боль своему телу, избивая себя или неся на себе большие религиозные предметы. 

Другие традиции сосредоточены на разных способах показать свою преданность и признательность за жертву Иисуса. В Изтапалапе люди, называемые Назарянами, выходят на улицы перед шествием Христа, обещая исполнить религиозную клятву в качестве платы. Во многих регионах Мексики люди демонстрируют свою преданность, посещая двенадцать разных церквей за один день - одну церковь для каждого апостола.

 

Las Posadas (Лас Посадас)

Лас Посадас в Мексике проходит с 16 по 24 декабря. Это религиозный фестиваль, смысл которого — путешествие Иосифа и Марии из Назарета в Вифлеем в поисках безопасного убежища, где Мария могла родить младенца Иисуса. 

Каждый вечер во время фестиваля по улицам городов ходят процессии. Во главе них часто идёт ребёнок в костюме ангела. Процессия в основном состоит из детей, несущих зажжённые свечи и изображения Марии и Иосифа, едущих на осле. Иногда в процессию привлекают настоящих ослов. Сопровождающие детей взрослые, в том числе музыканты, следуют за процессией, которая посещает выбранные дома и просит ночлег для Иосифа и Марии. На каждой остановке дети читают отрывки из Священных Писаний и поют рождественские гимны. 

Каждый день после шествия проводится месса. А после службы дети разбивают пиньяты, наполненные сладостями, орехами или маленькими игрушками. Традиционно они сделаны в форме Вифлеемской звезды, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. 

В последний день праздника, 24 декабря, его участники наконец находят приют в хлеву, где по Библии закончилось путешествие Марии и Иосифа.

Ночью с 24 на 25 декабря в церквях идёт рождественская служба, после которой запускают фейерверки и звонят в колокола. 

 

7. Израиль

Большинство израильтян исповедуют – Иудаизм (традиционная монотеистическая религия еврейского народа).

 

Шаббат (Суббота)

Шаббат (суббота) — седьмой день недели в иудаизме, праздник в память о седьмом дне творения, когда Всевышний завершил создание мира. В этот день нельзя выполнять 39 видов работ, которые совершались во время строительства Мишкана (скинии завета). Встречают Шаббат в пятницу вечером: зажигают свечи, организуют трапезу, поют песни и беседуют о Торе. Суббота у евреев – это время отречься от земных забот и придаться покою и духовности, в кругу родных и близких.

Адлакат а-нерот - обычай зажигания свечи на шабат. У евреев эта обязанность по субботам и по праздникам возлагается на женщин. Мужчина может это делать только в исключительных случаях, когда он холостяк.

 

Брит-Мила

Брит-мила является самым древним из еврейских обычаев, представляющим собой обрезание крайней плоти у мужской половины еврейской общины. Первым, кто сделал обрезание, был прародитель всех евреев, патриарх Авраам. И совершил он это по настоянию самого Всевышнего, чем скрепил союз будущей еврейской нации и Бога.

Собственно, буквальный перевод выражения «брит-мила» звучит как «слово завета», а в народе его часто называют «союзом Авраама». После патриарха брит-милу делали всем еврейским мальчикам, достигшим возраста 8 дней и более.

 

Хупа

Хупа — обряд бракосочетания в еврейской традиции. Проходит под свадебным балдахином — хупой, которая символизирует дом жениха, в который он вводит невесту. 

Обряд обручения (Кидушин). Жених надевает кольцо на палец невесты и произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жёны этим кольцом по закону Моше и Израиля». Затем происходит публичное чтение ктубы. Это договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В нём расписаны обязательства на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода. 

Проводится чтение Шева Брахот — семи свадебных благословений. 

Важной традицией является разбивание бокала или тарелки, чтобы символически напомнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. Все присутствующие понимают это как напоминание о том, что даже в разгар праздника нужно помнить о трагической судьбе иудеев. 

После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате — Хедер Ихуд. За этим следует праздничное застолье.

 

Ташлих

Слово «ташлих» переводится как «выбрасывать, отсылать»

Религиозный очистительный обряд, который проводится в первый день Рош а-Шана. Еврейские семьи приходят на берега водоёмов и совершают молитву о прощении грехов. Затем выворачивают карманы, отряхивают полы одежды, символически сбрасывая с себя прошлые грехи, и бросают в воду крошки хлеба для рыб.

 

Лулав

Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (сук-кот). По религиозным предписаниям, верующий иудей должен в одной руке держать так называемый лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что, по представлению верующих, служит магическим средством для вызова ветра и дождя. Раввины убеждают людей, что с его помощью можно совершать чудо, естественно, по воле божьей.

 

8. Мадагаскар

Население Мадагаскара имеет сложную религиозную структуру. Здесь представлены и представители традиционной культуры и христианство (причём одновременно проживают католики, протестанты и православные), присутствует и ислам (сунниты, шииты). Поэтому религиозные обряды малагасийцев (жителей Мадагаскара), зачастую, представляют дивное смешение различных культур. Но давайте обратимся к традиционной религии малагасийцев – анимизму (вере в духов).

 

Священные места и вещи

Как и у всех анимистических религий, малагасийский анимизм способствует формированию ряда священных мест, вещей и животных.

Серебро считается священным металлом, и серебряные монеты всегда принимают участия в религиозных обрядах.

Также распространены священные деревья, украшенные красной и белой тканью. Местные жители проводят у них обряды с пением и танцами.

 

Поминальные обряды

Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляют собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают.

 

Фамадихана

Фамадихана (малаг. Famadihana — «переворачивание костей») — ритуальная церемония почитания мёртвых, распространённая на острове Мадагаскар. 

Суть церемонии в том, что жители Мадагаскара верят, что прародители — это посредники между людьми и богом. Поэтому дух предков здесь особенно почитается, а живые потомки считаются просто временным продолжением тех, кто уже умер. К тому же человек не может перейти в иной мир, пока его тело полностью не разложилось, и чтобы духу было не так скучно дожидаться этого момента, родственники раз в год на несколько часов «воскрешают» его, давая возможность пообщаться со всей семьёй. 

День обряда выбирается знахарем или астрологом. Обычно это среда в период сухого зимнего сезона с июня по октябрь и не ранее чем через год после последнего захоронения, чтобы тело высохло. 

В назначенный день труп извлекают из склепа и несут на циновке к заранее построенному помосту во дворе дома, где оборачивают в новый дорогой саван из шёлка. При этом очень важно соблюдать ряд правил: нельзя плакать, обращаться к покойнику по имени, показывать на него пальцем, класть на землю.

После продолжительного застолья, на котором присутствуют даже приглашённые музыканты и артисты, тело относят обратно в склеп: правда, класть его на прежнее место нельзя, поэтому подыскивается новое. Циновку, на которой переносили тело, разрывают на части и раздают людям, как оберег и символ счастья и удачи. 

В следующий раз обряд можно проводить через семь лет — этого времени как раз хватает, чтобы накопить денег на подобающее торжество.

 

9. Новая Зеландия

Население Новой Зеландии можно разделить на две группы: потомки английских колонистов (исповедующих христианство) и коренное население (маори). Маори в большинстве своём обратились в христианство, однако у них сохранились и традиционные обряды.

 

Ноа

Очистительный ритуал возвращения к нормальному состоянию после осквернения нарушением табу. Проведение ноа позволяло избежать наказания и восстановить статус «нормального». Ритуал проводился часто в проточной воде, чтобы избежать нападения тёмных сил на человека во время его проведения. 

 

Каракиа

Каракиа — это традиционные маорийские песнопения и молитвы, используемые для различных целей, таких как приветствие гостей, выражение благодарности или поиск руководства, одновременно просьба о помощи богов и духов предков и суеверная молитва-оберег. Большое внимание уделялось правильному произнесению каракиа.  Их часто читают на языке маори и могут сопровождаться традиционной музыкой.

 

Тука вайруа

Процедура, её традиционно выполнял священник тохунга, когда человек был близок к смерти, потеряв надежду на дальнейшую жизнь. Она помогала духу покинуть тело, чтобы он не стал беспокойным и не блуждал.  В наше время совершить туку вайруа может родственник, знакомый с процедурой.

 

Тангиханга (похоронные обряды)

Танги — это традиционная похоронная церемония маори, которая может длиться несколько дней. С момента смерти тело покойного (тупапаку) редко остаётся в одиночестве. По традиции скорбящие омывают руки водой и брызгают ею на голову, прежде чем покинуть место, где тупапаку лежит в гробу.

В течение дня приходят гости, иногда с большого расстояния, несмотря на отдалённое родство, чтобы почтить память усопшего. Они могут открыто говорить как о его недостатках, так и о достоинствах, но также уместны пение и шутки. Поощряется свободное выражение скорби как мужчинами, так и женщинами. По традиции посетители приносили знаменитые таонга (сокровища), такие как плащи из перьев кака и киви, которые клали рядом с тупапаку. Эти предметы наследовались наследниками умершего, которые затем должны были вернуть их первоначальным владельцам при последующей тангиханге. Эта практика называлась копаки.

После завершения погребальных обрядов традиционно устраивается пир (хакари). Завершив погребения дом умершего и место, где он умер, ритуально очищаются каракией (молитвами или заклинаниями) и освящаются едой и питьём в ходе церемонии, называемой такахи уаре (топтание дома).

 

Матарики

Матарики — это маорийский праздник нового года, который проводится в конце мая или начале июня. Он знаменует восход звездного скопления Матарики (Плеяды) и является временем для размышлений, воспоминаний и обновления. Традиции включают разжигание костров, совместное употребление пищи и исполнение традиционных танцев и песен.

 

10. Ватикан

Ватикан - карликовое государство-анклав внутри территории Рима, которая является резиденции Папы Римского. Ватикан является центром всего католического мира. Естественно место прибывание Святого Понтифика сопряжено с рядом особенных христианских обрядов.

 

Папские аудиенции

Личная аудиенция у Папы Римского проходит в Папской библиотеке Апостольского дворца. Начинается она с того, что Папа Римский встречает гостя в небольшой смежной комнате, где находятся фото- и телерепортёры. Гость может поцеловать протянутую ему руку или ограничиться рукопожатием. После фотосъёмки участники встречи перемещаются в библиотеку. 

Беседа проходит в присутствии переводчика, при этом Папа и его гость сидят за столом лицом к лицу. Папские помощники и лица, сопровождающие гостя, стоят или сидят в глубине комнаты. Встреча обычно продолжается не более часа.

Общая аудиенция Папы Римского проводится еженедельно, каждую среду. В летние месяцы она проходит на площади Святого Петра, а зимой или в плохую погоду — в Папском зале Аудиенций в Ватикане. Аудиенция начинается с приветственного слова понтифика и благословения всех присутствующих на разных языках. Далее Папа зачитывает проповедь — один из фрагментов текста Евангелия, выбранный им для данной, освещаемой в послании, темы. После этого, разъясняя смысл прочитанного и делясь размышлениями, он экстраполирует сказанное относительно реалий современного мироустройства. Заканчивается папская аудиенция благословением понтифика и всеобщим пением молитвы «Pater noster» (Отче наш).

Месса в Сикстинской капелле

Каждое утро в Сикстинской капелле проводится месса, открытая для посетителей. Месса проводится на латинском языке, и в ней участвуют кардиналы, священники и монахи.

 

Пасхальные службы

Во время Пасхи в Ватикане проводятся особые богослужения

В Страстной четверг папа проводит мессу в базилике Святого Петра, обычно в 9:30 утра. 

В Страстную пятницу в 17:00 в базилике Святого Петра проводится папская месса. Вечером возле римского Колизея начинается ритуал Крестного пути (Via Crucis). Папа посещает каждую из 12 стоянок Креста, установленных там в 1744 году папой Бенедиктом XIV. 

В Страстную субботу, за день до Пасхального воскресенья, папа проводит пасхальную всенощную мессу в базилике Святого Петра. Она начинается в 8:30 вечера и длится несколько часов. 

В Пасхальное воскресенье папа проводит мессу на площади Святого Петра, обычно начинающуюся в 10:15 утра. В полдень папа произносит пасхальное послание и благословение под названием Urbi et Orbi с центрального балкона базилики Святого Петра. 

 

Рождественская месса

Рождественская месса в Ватикане проходит в базилике Святого Петра. В полночь 25 и 26 декабря Папа Римский произносит праздничную речь, молитву и благословение с балкона собора Святого Петра. А вся праздничная месса транслируется на большом экране на площади.

На другой день ровно в полдень Папа Римский выходит на свой балкон и обращается к пастве, собравшейся на площади Святого Петра, с Рождественским посланием «К граду и миру» (Urbi et orbi).

 

Инаугурация Папы Римского

Современная инаугурация Папы Римского проходит во время мессы, обычно на площади Святого Петра. 

Начинается с молитвы Папы вместе с патриархами Католических Церквей восточного обряда перед мощами первоверховного апостола Петра. 

Затем процессия приходит на площадь под пение литании «Laudes rege». Процессию открывают диаконы, которые носят Евангелие, папские паллиум и перстень. Надевают паллиуму на плечи понтифика кардиналом-протодиаконом. Проходит чтение молитвы кардиналом-протопресвитером. Потом Папе Вручают «перстнь рыбака» старшим из кардиналов-архиереев (деканом кардинальской коллегии). 

Подходит группа из шести кардиналов, по два от каждого кардиналского «чина» (диаконов, священников и епископов), которая символически представляет весь католический епископат, к понтифику и принесение ему присяги. 

После инаугурации папы обычно вступают во владение Латеранской базиликой в течение нескольких дней. 

 

Погребение Папы Римского

Объявление смерти. Кардинал-камерленго (управляющий финансами и имуществом Папского Престола) выходит вперёд, достаёт из красного кожаного мешочка серебряный молоточек с выгравированным гербом покойного и трижды легонько стучит умершего по лбу. При каждом ударе камерленго обращается к Папе на его родном языке и зовёт его именем, данным при рождении, и именем, данным при крещении. 

Подготовка тела. Его наряжают в красно-золотую ризу и фанон (вытянутый головной убор) из белого шёлка с золотой вышивкой. 

Заупокойная месса. В назначенное время тело переносят к алтарю и служат заупокойную мессу. 

Размещение в гробах. Тело Папы помещают в три гроба: кипарисовый гроб, который символизирует человеческую природу Папы, затем свинцовый гроб, на котором написано имя Папы, даты его правления и в который кладут копии наиболее важных документов, подписанных им при жизни, а также сломанную папскую печать, а затем вязовый гроб — сделанный из самого драгоценного дерева, что растёт в окрестностях Рима, этот гроб символизирует величие умершего религиозного деятеля. На лицо и руки Понтифика помещаются покрывала из шёлка. 

Запечатывание гробов. Гробы запечатывают и покрывают фиолетовыми лентами крест-накрест. 

Опускание гроба. В присутствии семьи и домочадцев гроб опускается в крипту под Собором Святого Петра, откуда позже будет доставлен на место окончательного упокоения (которое обычно выбирает сам Понтифик при жизни). 

Окончание траура. Викарий (местоблюститель) Ватикана покидает место упокоения Папы последним, перед этим благословляя его тело. 

 

11. Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ)

В Объединённых Арабских Эмиратах проживают в основном арабы. Их традиционная религия – Суннитский Ислам, являющийся самой распространённой религией в стране.

 

Ид аль-Фитр

Ид аль-Фитр – один из важнейших религиозных праздников не только в ОАЭ, но и во всех мусульманских странах. Праздник проходит 1-го шавваля (10-ый месяц исламского календаря) сразу после Рамадана и сопряжённого с ним поста (саума). Т.е. Ид аль-Фитр наступает сразу после появления на небосводе месяца, знаменующий окончание Рамадана.

            Праздник начинается с массовой утренней молитвы прихожан на открытом пространстве (Ид намаз). Совершается через 30 минут после восхода солнца. В отличии от пятничного намаза проповедь имама (хутба) проходить после молитвы, а не перед её началом. Также перед молитвой не произносится традиционный призыв к молитве (азан).

            С завершением молитвы люди возвращаются домой. В этот день принято готовить сладости и другие праздничные блюда. В этот день принято поздравлять всех с праздником и давать праздничную милостыню (закят аль-Фитр)

 

Иль-аль-Адха

Он же Курбан-Байрам. Проводится 10-го Зуль-Хиджа (последнего 12-го месяца исламского календаря). Начинается праздник аналогично с Ид аль-Фитром – с утренней молитвы. Друг друга люди поздравляют фразой «Ид Мурабак» («благословенный праздник»)

             После молитвы приносится жертвоприношение крупного рогатого скота (удхия). Мясо животного традиционно делят на три части: одну оставляют себе, вторую отдают родственникам, а третью раздают беднякам. Также принято готовить различные яства, особенно популярны маамули (печенье) и самосы (закуска).

 

Мавлид

Празднование в честь рождения пророка Мухаммеда проводится 12-го Раби аль-авваля (третий месяц мусульманского календаря). Этот праздник достаточно противоречив. Он празднуется во многих суннитских странах, однако Постоянный комитет по фетвам (Фетва – официальное заключение муфтия) в Саудовской Аравии признал этот праздник нововведением (бид ́а), посему его не следует праздновать. Так поступили в Катаре и Саудовской Аравии, в остальных же суннитских странах его празднуют.

            В этот день принято украшать города. Проводятся праздничные молитвы. Важным событием является религиозное исламское песнопение (нашид). В этот день принято раздавать милостыню, а также готовить различные сладости, особенно популярно делать различные сахарные фигурки.

 

Хадж

            Хадж – это паломничество мусульман в священный для них город Мекка. Считается, что Хадж должен совершить каждый мусульманин, имеющий на это возможность.

            Хадж принято проводить с 8 по 12 число Зуль-Хиджа (12-ый месяц исламского календаря). Хадж состоит из четырёх элементов, без которых он не будет считаться действительным:

·                     «Аль-ихрам»: представляет собой намерение приступить к исполнению обрядов хаджа;

·                     «Таваф аз-зияра», также называют «таваф аль-ифада»: представляет собой семикратный обход вокруг Каабы;

·                     «Вукуф би-Арафа»: представляет собой стояние на горе Арафат в соответствующее время;

·                     «Сай байна ас-Сафа ва аль-Марва»: представляет собой бег между холмами ас-Сафа и аль Марва.

Завершив свой Хадж, мусульманин получает почётное звание «Хаджи», оно может отражаться в полном имени, тем самым давая понять, что человек совершил паломничество.

 

12. США

Большинство население США – христиане. Среди христиан преобладают две группы – Католики и Протестанты, в стране большинство. Протестанты преобладают на юге США, причём север во многих штатах католический. Дух протестантизма в США имеет очень древние корни, ещё в конце XVII века в Новый Свет прибывали пуритане – английские протестанты-кальвинисты. Однако протестантизм не представляет собой единого течения, большинство в США из числа протестантов – баптисты. Особенностью баптистов является возможность толковать Священное Писание каждым человеком самостоятельно.

Баптисты не поклоняются иконам, кресту, не осеняют себя крестным знамением. В их молитвенных домах нет картин, фресок, икон и других культовых атрибутов, есть только плакаты с религиозными текстами и евангельскими призывами. Служители культа не носят специальных облачений, объявляются «старшими среди равных». Также баптистами отрицается поклонение мощам, святым местам, они не ставят свечи для поминания душ умерших. В литургии же главная роль отводится проповеди, песнопению, молитве.

Важным их отличием является признание только двух таинств – Крещения и Причастия

 

Богослужение

Богослужения проводит Пресвитер (он же Пастор) – чаще всего выбранный старший член общины. Важную роль в богослужении играет проповедь, в которой Пресвитер поднимает актуальные для общины библейские темы. Облачение священнослужителей и прихожан отличается скромностью, как и сами храмы. В храме нет убранства или украшений.

            Важным принципом богослужения является использования родного языка (в католичестве принят латинский, а в православном церковно-славянский язык). Так же отсутствует строгая форма молитвы, считается, что человек может молится, как умеет.

            Ещё одной особенностью богослужения является публичная исповедь, исповедующий кается в грехах священнику при прихожанах, которые должны помолится за него.

 

Крещение

Особенностью баптистского крещение является его добровольность. Крещение происходит после 18-летия при условии добровольного желания. Крещение происходит торжественно, с участием общины. У баптистов принято полное погружение человека в воду, считается, что только так возможно очиститься от первородного греха. Кандидата опускают в воду спиной вперёд, в то время как креститель произносит фразу о Троичности или другие слова, касающиеся исповедания веры.

 

Причастие

По форме он мало отличается от православного обряда. Разница лишь в том, что баптисты не пекут специальный опреснок, а покупают в магазине булку. На собрании общины ее разламывают на кусочки. Пресвитер совершает молитву. Затем его помощник (дьякон) обносит хлеб по рядам присутствующих. Верующие съедают здесь же кусочек и запивают его чем-нибудь. К совершению обряда не допускаются те, кто не прошел крещения или был замечен в «нехристианском» поведении. Обряд имеет цель укрепить религиозную веру.

Преломление хлеба не связывается с мифом о превращении хлеба в тело, а вина - в кровь Христа. Обряд совершается лишь как «воспоминание» о жертве Христа, как символ выражения любви к нему. Этим демонстрируется внутренняя вера членов общин.

 

Похороны

Имеет свои особенности и установление о погребении человека. Согласно этому установлению, после смерти единоверца баптисты не должны выражать скорбь, плакать, высказывать горе. Это связывается с тем, что душа умершего наконец «соединилась с богом» и «блаженствует» в потустороннем мире. Поэтому надо не грустить, а радоваться. Однако скорбь верующих родных и близких нередко выражается в тех же естественных формах, что и у всех людей. И проповедники не мешают этому.

 

День Жатвы

            Традиционно в конце сентября – начале октября баптисты празднуют День Жатвы. Смысл праздника заключается в благодарение Господа за урожай и изобилие. Традиции баптистов своими корнями идут к Ветхому Завету, а традицию праздника в США заложили пуритане.

            В этот день в храме проводят пышное застолье, все члены поместной церкви приносят в храмы плоды труда: овощи, фрукты, ягоды, хлеб. Духовное значение праздника, помимо благодарности за урожай, часто заключается в подведении итогов своей духовной жизни, а также предвкушении Второго пришествия Христа.

 

13. Южно-Африканская Республика (ЮАР)

Несмотря на то, что ЮАР находится в Африке, главной религией жителей ЮАР является Христианство протестантского толка. В ЮАР большинство христиан привержены одной из протестантских течений – Пятидесятничество.

 

Богослужение

Богослужение сопровождается живой инструментальной музыкой и аплодисментами, а проповедь проводится в непринуждённой форме. Пятидесятники считают, что инструментами они прославляют Господа. После музыкальной части богослужения идёт совместное чтение молитвы. Богослужение заканчивается проповедью священника.

 

Крещение

Пятидесятники проповедуют два этапа истинного возрождения в Боге: водное крещение и крещение Духом Святым.  Водное крещение у пятидесятников носит формальный характер. Пятидесятники не допускают к крещению водой людей, которые не приняли, не усвоили и не живут по учению и заповедям Христа.  Крещение Духом Святым составляет основу религиозного культа и вероучения пятидесятников. Обычно, готовясь к этому обряду, верующий в течение нескольких дней неусыпно молится и усиленно постится.  

Сам обряд проводится на общем собрании верующих в обстановке крайнего эмоционального напряжения, после долгого чтения Библии и пения псалмов, обычно в переполненном, тесном и душном помещении, нередко по ночам.  

Пятидесятники считают, что крещение Духом Святым сопровождается такими внешними проявлениями, как дар разговора на иных языках, в более редких случаях — дар исцеления и дар пророчества.

 

Причастие

В первое воскресенье каждого месяца пятидесятники совершают хлебопреломление. Верующим предлагается ку­сочек хлеба с подноса и глоток вина из чаши. Перед вечерей Господней совершается обряд омовения ног (по установлению общины: может совершаться с омо­вением ног или без омовения). Этому придается ог­ромное значение, так как полагают, что хлебопрелом­ление без омовения ног не может являться полноцен­ным исполнением заповеданного Спасителем. Обычно омовение ног совершается в конце богослужения.

 

Похороны

С момента своего основания пятидесятническое движение было многонациональным и мультикультурным. Из-за этого в пятидесятнических церквях существует множество различных обычаев. По большей части похоронные обычаи в пятидесятнических церквях, в том числе в отношении подходящей одежды, схожи с обычаями других протестантских церквей. Однако в пятидесятнических церквях существует широкий спектр традиций. Некоторые пятидесятнические церкви очень неформальны, вплоть до того, что на церковную службу или похороны можно прийти в повседневной одежде. В других пятидесятнических церквях к одежде относятся более формально, особенно во время похоронных служб.

           

14. Китай

Ситуация с Китаем сложная, на данный у власти в государстве находится КПК (Коммунистическая Партия Китая). В период 1949-1982 религия в стране была запрещена. Несмотря на то, что с 1982 в Китае закреплена свобода вероисповедания, 33-ёх летний запрет очень сильно ударил по религиозным течениям страны.

            Также хоть и больше половины населения Китая являются атеистами, религиозное разнообразие очень высоко. В стране представлены и традиционная религия – Даосизм, и мировые религии - Буддизм, Ислам, Христианство. Но исторически в стране всё же преобладал Даосизм.

 

Цзяо

Ритуал жертвоприношения, это сакральное действо должно было быть прерогативой всевластных правителей, однако стало проводится по всему Китаю. В жертву приносится лишь одно животное. Для жертвоприноше­ния цзяо выбирается долгий летний солнечный день, ибо Небо и солнце неразделимы с точки зрения Даосизма.  Ритуал жертвоприношения проводится для укрепления связи между сообществом — от деревни до империи — и его богами.

Ритуалу предшествует держание поста – Чжай цзяо.

Ритуал инициируется и организуется представителями общины через местную «светскую ассоциацию», которая также отвечает за местный храм или святилище. Главным священнослужителем является даосский священник, или даоши (букв. «даосский учитель»), должность которого обычно передаётся по наследству. Получив запрос на проведение подношения, даоши созывает своих помощников для проведения ритуала. Празднование обычно длится один, два, три, пять или десять дней, но приготовления (особенно подготовка необходимых документов) требуют гораздо большего времени. В то время как в храме совершается Жертвоприношение, на улицах снаружи проводится фестиваль с процессиями — статую местного бога—покровителя проносят по окрестностям, - музыкой и театральными представлениями.

 

Создание амулетов (фу)

Весьма было распространено изготовление амулетов (фу). Считалось, что они способны сохранить человека от действия демонов и от физических бедствий (болезней, ран). Любопытна также следующая практика: даосский посвященный совершал начертание сакрального символа на шелке, после чего тушь смывалась водой, которая, как полагали, вследствие этого приобретала чудодейственные свойства, в том числе способность исцеления болезней.

 

Тутаньчжань и Хуанлучжай

Во время поста Тутаньчжай (пост грязи и угля), который вначал ихся в грехах больных, а позже стал общим для всех, сектанты мазали лицо и тело грязью и углем, пели псалмы, били поклоны, доводили себя до исступления и в заключение бросались на землю. Чуть отдышавшись, они повторяли тот же цикл на следующий день – и так в течение трех, а то и семи-девяти дней. Во время поста Хуанлучжай (пост желтого талисмана) члены общины во главе с наставниками совершали ритуал на специальной площадке с целью очистить души своих предков и сделать их бессмертными.

 

Погребение

Даосские церемонии поминовения умерших часто включают в себя алтарь, на который ставят священную лампу, две свечи, чай, рис и воду. Священная лампа символизирует свет мудрости, но её также можно назвать Золотой пилюлей или эликсиром бессмертия. По обе стороны от лампы стоят две высокие свечи, символизирующие свет солнца, луны и обоих глаз человека. Чай, рис и воду ставят в чашки перед алтарём. Чай символизирует инь, вода — энергию ян, а рис представляет собой союз инь и ян.

Пять тарелок с фруктами символизируют пять элементов: дерево, огонь, землю, металл и воду. Эти элементы также ассоциируются с определёнными цветами: зелёным, красным, жёлтым, белым и чёрным. Все эти элементы находятся в постоянном движении, и их баланс обеспечивает здоровье тела. В центре пяти элементов ставится курильница. Дым от благовоний символизирует очищение души, также известное как внутренние энергии.

Церемония обычно проводится в доме умершего и длится нечётное количество дней, обычно три, пять или семь дней. Свеча горит всё это время до погребения. Во время бдения и похорон родственники носят белое.

 

Заключение

Подведём итоги. Религия – есть духовное зеркало народа, в котором отражаются его идеалы, стремления и надежды. В каждом народе есть свои неповторимые обрядовые системы, которые сохраняются несмотря на прогресс, потому что религия не исходит от разума, религия – исходит от сердца.

            Все вышеуказанные ритуалы, обряды, традиции народы пронесли сквозь столетия исторического процесса, причиной этому служит сакральность религиозных обрядов. Вера, преемственность поколений, надежды – вот столпы, на которых зиждется религиозные обряды народы.

            Изучая религиозные обряды, человек не просто знакомится с традициями народа, он познаёт его «душу». Тогда становятся понятны многие доселе необъяснимые вещи. У всего есть причина, и нам нужно понять, что не всегда эта причина объяснима разумом, и многие ответы кроются в плоскости духовной жизни народа.

 

Источники

 

1.Андреева К.К. Православные традиции / Андреева К.К. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/09/pravoslavnye-traditsii-0 (дата обращения: 25.11.2024).

 

2.Аронов А. Б. 7 главных еврейских обрядов / Аронов А. Б. [Электронный ресурс] // Tenchat : [сайт]. — URL: https://tenchat.ru/media/2209545-7-glavnykh-yevreyskikh-obryadov (дата обращения: 14.12.2024).

 

3.Бельцова Н. Реюньон и Мадагаскар-Часть 9. Мадагаскар. Религия / Бельцова Н. [Электронный ресурс] // Прозау : [сайт]. — URL: https://proza.ru/2015/09/15/1600 (дата обращения: 14.12.2024).

 

4.Васильев В. С. История религий Востока [Текст] / Васильев В. С. — 1. — Москва: Книжный дом “Университет”, 2000 — 227 c.

 

5.Делл Маркей What to Wear to a Pentecostal Funeral / Делл Маркей [Электронный ресурс] // oureveryday.life : [сайт]. — URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.4a98996b-67fc1342-d8ab628d-74722d776562/https/oureverydaylife.com/what-to-wear-to-a-pentecostal-funeral-12085376.html (дата обращения: 14.04.2025).

 

6.Ефимов И. Современное харизматическое движение сектантства / Ефимов И. [Электронный ресурс] // Спаса Нерукотворный Монастырь: [сайт]. — URL: https://klikovo.ru/books/45157 (дата обращения: 14.04.2025).

 

7.Кристиана Монтоя Фидлер Las Posadas Traditions, History and How to Celebrate / Кристиана Монтоя Фидлер [Электронный ресурс] // woman's day : [сайт]. — URL: https://www.womansday.com/life/a46096313/las-posadas-traditions/#las-posadas-traditions (дата обращения: 14.12.2024).

 

8.Лопатников Дмитрий Леонидович Философско-Религиозное Своеобразие Мексики Как Туристский Ресурс // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2021. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-religioznoe-svoeobrazie-meksiki-kak-turistskiy-resurs (дата обращения: 14.12.2024).

 

9.Марван Ибрагим аль-Кайси Исламская мораль [Текст] / Марван Ибрагим аль-Кайси — 1-е изд.. — Москва: "Андалус", 2005 — 128 c.

 

10.Мойнч Д. Религия в Японии. Обычаи и традиции, отраженные в быту / Д. Мойнч [Электронный ресурс] // Онлайн-школа японского языка Дарьи Мойнч: [сайт]. — URL: https://nihon-go.ru/religiya-v-yaponii-obyichai-i-traditsii-otrazhennyie-v-byitu/ (дата обращения: 23.11.2024).

 

11.Надольский Р. В. Баптизм в прошлом и настоящем [Текст] / Надольский Р. В. — 1. — Минск: Беларусь, 1987 — 61 c.   

 

 

12.Небольсин Э., Прокопенко Л. Я. Мадагаскар / Э. Небольсин, Л. Я. Прокопенко [Электронный ресурс] // Православная Энциклопедия : [сайт]. — URL: https://www.pravenc.ru/text/2561206.html (дата обращения: 14.12.2024).

 

13.Потёхина А. И. Таинства и обряды Православной Церкви / Потёхина А. И. [Электронный ресурс] // София : [сайт]. — URL: https://www.sofija.ru/blog/tainstva-i-obryady-pravoslavnoy-tserkvi/ (дата обращения: 25.11.2024).

 

14.Сиюхова А. А. Эволюция религиозных верований и обрядов в традиционной культуре западных адыгов: специальность 07.00.07 «»: Автореферат на соискание кандидата исторических наук / Сиюхова А. А.; Кабардино-Балкарский государственном университете им. Х.М. Бербекова. — Нальчик, 2004. — 24 c.

 

15.Стрелец Карло А. О Дне Мертвых и других религиозных праздниках: Языческий Католицизм в Мексике / А. Стрелец Карло [Электронный ресурс] // Gidmeksika.com : [сайт]. — URL: https://gidmeksika.com/blog/10553 (дата обращения: 14.12.2024).

 

16.Фабризио Пригадио Religious Daoism / Фабризио Пригадио [Электронный ресурс] // Stanford Encyclopedia of Philosophy : [сайт]. — URL: https://plato.stanford.edu/entries/daoism-religion/#Rel (дата обращения: 14.04.2025).

 

17.Хаймурзина, М. А. О порядке обряда жертвоприношений Небу цзяо в государстве Цзинь (по материалам 28 цзюаня «Цзинь ши») [Текст] / М. А. Хаймурзина // Религиоведение. — 2022. — № 3. — С. 53-63.

 

18.Хит Элизабет Guide to Easter in Rome & Vatican City: Festivals, Events, Things to Do / Элизабет Хит [Электронный ресурс] // TripSavvy : [сайт]. — URL: https/www.tripsavvy.com/easter-events-in-rome-and-vatican-city-4587852 (дата обращения: 14.12.2024).

 

19.Хутыз А. И. Путь Истины [Текст] / Хутыз А. И. — 1-е изд. — Майкоп: Полиграф-Юг, 2010 — 350 c.

Чернышев В.М. Сектоведение. Части 1-3 [Текст] / Чернышев В.М. — Киев: Издательство им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.  

 

20.Митр. Иларион (Алфеев), прот. Олег Корытко, прот. Валентин Васечко История религий [Текст] / Митр. Иларион (Алфеев), прот. Олег Корытко, прот. Валентин Васечко. — Москва : Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с.

 

Авторство определить не удалось:

Сунна праздника Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха /  [Электронный ресурс] // Azan.ru : [сайт]. — URL: https://azan.ru/maqalat/read/sunna-prazdnika-id-al-fitr-i-id-al-adha-10986 (дата обращения: 14.04.2025).        

 

Коротко о Хадже /  [Электронный ресурс] // Islam.ru : [сайт]. — URL: https://islam.ru/content/veroeshenie/43498 (дата обращения: 14.04.2025).

Craftum Сайт создан на Craftum