19 июня 2025

Поминание усопших в разных странах

Поминание усопших в разных странах


Автор: студент факультета

естествознания

направления подготовки

Биология

Адыгейского государственного

университета

Ковалевский Алексей Сергеевич



Содержание:

  1. Введение


  1. Россия


  1. Северный Кавказ


  1. Беларусь


  1. Сербия и Болгария

  2. Польша


  1. Греция


  1. Германия


  1. Индия

  2. ЮАР

  3. ОАЭ

  4. Иран

  5. Эфиопия

  6. Египет

  7. Индонезия

  8. Мексика

  9. Китай

  10. Корея

  11. Япония


  1. Список источников






Введение

Поми́нки (поминальные обряды, поминальный культ, заупокойный культ, помина́льный обе́д, помина́льная тра́пеза) — обряды, совершаемые в память умершего, главным из которых является коллективная трапеза, устраиваемая родственниками в доме покойного или на кладбище, непосредственно после погребения и в определённые сроки поминовения. В современном мире можно выделить два рода поминальных традиций. Одни обычаи связаны с мировыми монотеистическими религиями (христианство, ислам), другие же намного древнее этих религий. Примечательно, что древних, языческих традиций – устраивать поминальную трапезу в день похорон, а впоследствии в годовщину смерти – придерживаются даже атеисты. Пренебрегать этими традициями считается неуважением к памяти усопшего.

Среди дохристианских традиций поминовения усопших главное место занимают поминки – застолье, которое устраивается после похорон. Особенность этого мероприятия в том, что на него может прийти кто угодно, если даже приходит незнакомый человек, его принимают и не спрашивают, кто он такой и кем приходится умершему. Для древнего человека еда представляла собой нечто большее, чем восполнение потребности в питательных веществах. На пищу переносилось благоговейное отношение к огню, на котором она готовилась, а огонь, очаг был центром жилища и родовой общины, цементирующим ее. Поэтому совместная трапеза скрепляла единство рода, даже постороннего человека делая родственником.

Смерть воспринималась как нарушение единства рода – ведь она вырывала человека из родовой общины. Это единство следовало немедленно восстановить с помощью совместной трапезы, на которой, как считалось, незримо присутствовал покойный. Так возникли тризны – поминальные пиры, которые и в настоящее время сохраняются в виде поминок. Даже в современном мире на поминках иногда ставят на стол рюмку вина или водки и кладут кусок хлеба, к которым никто не притрагивается – «угощение» для умершего. В этом проявляется первоначальный смысл традиции поминовения усопших.

Первые поминки проводятся непосредственно после погребения. Затем на второй, третий день (в.-слав. третины), в первую субботу (серб.), седьмой (серб., словен.), восьмой (словен. osmica), девятый (в.-слав. девятины), иногда также двенадцатый (полес.), двадцатый день (в.-слав. полусороковины), иногда три недели, повсеместно на сороковой день (в.-слав. сороковины, сорочины), иногда шесть недель, спустя полгода, год со дня смерти, реже в последующие годы. Это так называемые частные поминки (то есть поминки в честь конкретного лица) в отличие от календарных поминок — поминальных трапез и сопутствующих обрядов, посвящённых всем умершим. Поминки являются продолжением и завершением погребального обряда и отмечают последовательные этапы перехода души в иной мир; по прошествии года со дня смерти покойный присоединялся ко всем умершим предкам (родителям, дедам) и лишался индивидуального поминовения (у южных славян частные поминки могли совершаться и дольше — до седьмой годовщины у сербов, до девятой у болгар).

Родительские субботы в России

В Православной Церкви ежедневно совершается поминовение усопших. Во-первых, несколько раз в прошениях за богослужениями (например, на ВечернеУтрениЛитургии). Во-вторых, в частной, домашней молитве. Но, несмотря на это, в течение года есть особые дни, когда собрание верующих молится о почивших христианах. К таким дням относятся и заупокойные субботы. Родительская суббота – это день поминовения умерших в русском православии, когда проводится вселенская панихида по умершим христианам, на литургиях читаются молитвы за упокой почивших, а родственники поминают своих родных и близких добрыми словами и молитвами и посещают их могилы на кладбищах.

В Родительскую субботу верующие молятся за всех умерших христиан, но в первую очередь поминают своих родителей и близких. От этого и происходит название «родительская» – первым делом всегда молятся за своих усопших родителей.

В Родительскую субботу верующие посещают церковь или храм, участвуют в поминальной литургии, обязательно подают записки о упокоении, ставят свечку за своих умерших родственников, могут заказать панихиду по родным усопшим. Многие православные в этот день посещают кладбища, где покоятся их близкие, приводят в порядок могилу и надгробие, кладут цветы, при необходимости меняют крест или ограду.

Многие приносят угощения на могилы своих покойных близких. Также в Родительскую субботу проводят поминки. В такой день желательно собраться всей семьей и помянуть добрым словом своих усопших близких. Суть коллективной трапезы в этот день состоит в поминовении тех, кого уже нет с нами, а не в предании веселью и плотским радостям.

Также существует традиция приносить в храм вино для литургии и постные угощения, которые будут переданы малоимущим прихожанам.

      1. Поминальные традиции народов Северного Кавказа

      2. Исторически сложилось, что разные народы, исповедующие ислам, имеют небольшие различия в поминальных обрядах. Нужно отметить, что Коран предписывает помогать морально и материально семье и близким умершего, дабы не разорить их и не оставить одних в горе. Самой главной задачей мусульманских поминок является сплочение и совместное переживание горя, что помогает скорее пережить боль утраты и продолжить жить. Стол поминок не отличается от повседневного. На поминках не говорят об умершем, а если и упоминают, то только в позитивном ключе, но чаще читают молитвы для помощи ему в его переходе к загробной жизни. Не принято громко плакать и выражать другие эмоции, что также может отвлечь душу ушедшего от его загробных дел.

      3. Поминальные традиции у Черкесов (сел. Хабез, Адыге-Хабль). Сорок дней по умершему полагается читать Коран. В течение месяца после смерти принято каждый четверг жарить в масле лепешки (локумы) и раздавать их детям. При возможности это можно делать целый год или несколько лет. В 40-й день устраиваются многолюдные поминки, на которые приходит почти столько же человек (в том числе и из соседних сел), как в день похорон. Большую помощь семье в этот день оказывают родственники. Часть баранины раздают бедным людям в несколько соседних сел в качестве милостыни (садака). Женщины приносят кур, сладости, мужчины могут принести деньги.

Для поминального стола готовят мясо с бульоном (ляпе), заправленное зеленью, чесноком, луком; пасту; плов — рис с изюмом (его жарят с сахаром) и сливочным маслом; курятину с подливой (джедлибже); домашнюю лапшу (хингал), подаваемую с вареными яйцами, чесноком и сметаной или кислым молоком; халву и различные сладости, пирожки, жареные лепешки (локумы). В этот день обязательно кормят детей и раздают им кульки со сладостями.
Годовые поминки (илгэс сэдэкъэ) менее многолюдны, чем устраиваемые на 40-й день.

      1. Деды у украинцев и белорусов

Де́ды или дзя́ды — поминальные дни в народном календаре белорусов. Изначально поминовение предков совершалось православными белорусами на третью неделю после Покрова. «Дедам» предшествовали «Бабы», а те отмечались после «Дзеток». Таким образом, на поминальной неделе каждому родственнику отдавались почести в соответствующий день. Но традиция многодневного поминовения забылась, а «Деды» пополнили список государственных праздников. С этого момента День памяти надлежало отмечать 2 ноября. Однако, данное новшество так и не прижилось. Несмотря на точную дату, белорусы предпочитают поминать умерших родственников один из субботних дней, выпадающих с 1 по 11 ноября. «Деды» принято отмечать дома в тесном кругу. Считается, что в этот день души, умерших приходят в дом, поэтому на кладбище ходить не принято. Традиция навещать могилу умершего на «Дедов» осталась только у католиков .В день поминовения все члены семьи моются в бане, а после себя оставляют ведро воды и новый веник – для предков. Накануне дом нужно привести в порядок и вымести мусор. По поверью духи приходят через окна, поэтому их тоже тщательно моют.

      1. Задушницы у сербов и болгар

      2. Задушницы — поминальные праздники у южных славян. Главными задушницами у сербов и болгар считаются: поминовение умерших перед Масляницей (весенняя задушница), перед Вознесением или Троицей (летняя задушница) и перед днем Архангела Михаила (осенняя задушница). Несмотря на разницу в дне проведения задушницы в Сербии и Болгарии начинаются одинаковым образом. Рано утром люди идут в храм, где совершается поминальное богослужение. С собой в храм они несут кутью или коливо. Это смесь варенных зерен пшеницы с медом, орехами и прочими ингредиентами. Кутья готовится заранее вечером. Побывав в храме, кутья после богослужения раздается нищим.

Задушки у славян-католиков Польша

Задушки — дни поминовения у славян-католиков, приуроченные к первым числам ноября, которые совпадают с церковными датами поминовения.После Дня Святых 2 ноября отмечают Задушки. Раньше в этот день раздавали милостыню просильным дедам, которых можно было встретить у входа в костел. Женщины заранее выпекали маленькие хлебцы, так как считалось, что души предков обосновываются в печи. Вечером вся семья молилась. На отдельном столе, накрытом белой скатертью, ставился хлеб, чтобы насытились усопшие родственники. Раньше еду оставляли на могилах, а рядом столы заставляли различными блюдами, пели песни, призывая умерших присоединиться к трапезе.

Важная часть поминок – разжигание костров. Сначала их разводили на перекрестках, чтобы каждый путешественник сумел согреться в пути. В 16 веке пламя разжигали на самих могилах. Сейчас костры заменили свечи. Ночью на кладбище можно увидеть тысячи огоньков.

Этот праздник посвящен всем душам православных погибших, находящихся в Чистилище. Молитвы должны помочь им пройти этот непростой этап. Такая традиция появилась в Польше в 12 веке, а спустя 300 лет распространилась по территории всей страны. В этот день принято посещать кладбище и зажигать лампадки.

Праздник сопровождается рядом ограничений. Считалось, что души предков возвращаются на землю, поэтому важно их не обидеть и не потревожить. Выливая воду, требуется шептать специальные слова. Также рекомендуется лечь пораньше. Ночью костел должен оставаться пустым, так как принято, что в это время там собираются покойники. Что нельзя делать в Задушки:

  • - Выполнять любую работу;

  • - Плеваться;

  • - Гладить белье;

  • - Прясть пряжу;

  • - Выносить мусор.



      1. Антипасха в Греции

      2. На Антипасху в Греции принято посещать могилы умерших. Как в России, так и в Греции заупокойные молитвы в первый раз после Пасхи звучат в день Радоницы — вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения. В день Антипасхи многие греки отправляются на кладбище — для того, чтобы с ушедшими в мир иной родственниками разделить радость Светлого Христова Воскресения. На греческих кладбищах могилы часто украшены довольно высокими мраморными надгробиями. Так вот прямо на них, как на столы, расставляются традиционные пасхальные блюда — цуреки (пасхальный хлеб), кокореци (бараний шашлык) и другие. Гречанки специально для посещения кладбища надевают национальные платья и головные уборы. Во время трапезы поются радостные пасхальные и народные песнопения. Об умерших говорят только добрые слова, вспоминают радостные моменты из прошлого. 

День всех святых в Германии

В некоторых землях Германии 1 ноября - государственный праздник ( на немецком Allerheiligen). Для немцев в Баварии, Баден-Вюртемберге, Северной Рейн-Вестфалии, Рейнланд-Пфальце и Сааре День Всех святых - выходной. В День всех святых немцы обычно посещают церковь, чтобы помолиться и вспомнить ушедших родственников и друзей, отдать дань уважения предкам и святым. Это также время для семейного обеда, где родственники собираются вместе, чтобы провести время в спокойной атмосфере. Один из традиционных элементов празднования — посещение кладбищ, где ухаживают за могилами своих близких и украшают их лампадами и свежими цветами. Зажжённые свечи символизируют надежду, а также память о душах близких. В этот день кладбища превращаются в настоящие сады света. Хотя Allerheiligen — это в первую очередь духовный праздник, на столах немцев можно найти некоторые традиционные блюда, которые ассоциируются с этим днём. Одним из них является der Allerheiligenstriezel — праздничная выпечка, похожая на плетёную булочку, которую подают с чаем или кофе. Штрицель служит символом единства всех душ.

В Германии существует множество народных примет и поверий, связанных с Днём всех святых. Например, считается, что в этот день души ушедших близких возвращаются на свои могилы, поэтому важно сохранять тишину на кладбищах и не пугать духов.

Также в этот день люди предсказывали погоду: если день был солнечным, то ноябрь будет тёплым, а если в этот день пойдёт снег, то следует ждать ранней зимы.

Бразилия

Финадос или День тоски (Dia da Saudade) — один из главных национальных праздников Бразилии. Это — христианский День поминовения усопших. 2 ноября люди приходят на кладбища с цветами, поминают умерших. Заупокойная месса проводится католическими священниками на территории кладбищ. Рядом с кладбищем или по дороге к нему устраивают ярмарку цветов.

Бразильцы в этот день вспоминают хорошие моменты, которые они провели с близкими, собираются всей семьёй, рассказывают истории в память о старых временах. День поминовения усопших в Бразилии посвящён памяти и скорби, уважению и любви. Finados — это больше созерцание, чувство отсутствия и самоанализ.

Эта традиция началась в средние века, около 998 года, со священника по имени Одило из Клюни. 2 ноября он попросил своих последователей помолиться за умерших.

В этот день принято ходить на кладбище и посещать могилу близких, оставлять им цветы и молиться за них. Поэтому на кладбищах обычно многолюдно. Многие ходят в церковь и посещают мессы в память о людях, которые ушли из жизни.

В честь умерших устраивают особый алтарь, который называется оференда. Его устанавливают на могиле или в специальном месте внутри дома. В этот день предлагают еду и питьё духам предков. В Бразилии многие религии, такие как Кандомбле, используют эти символы, чтобы выразить благодарность своим предкам и духовным наставникам, которые известны заботой о своих близких в загробной жизни.

Индия

В индуизме поминовение усопших называется «тэравих» и соблюдается с момента смерти покойного до 13-го дня включительно после похоронной процессии.

Некоторые традиции поминовения:

  • По завершении кремации все члены семьи возвращаются домой, моются и переодеваются.

  • Родные усопшего принимают дома гостей, которые приходят выразить скорбь.

  • Некоторые общины кладут на видное место фотографию покойного, украшая её гирляндой из цветов.

  • В течение 13-ти траурных дней члены семьи должны соблюдать религиозные правила. Например, запрет на употребление некоторых видов продуктов, посещение каких-либо мероприятий и развлечений, ношение новой одежды.

  • В траурный период родные исполняют традиционный ритуал «прета-кармы», направленный на помощь духу покойного переродиться.

Через год после смерти семья отмечает памятное событие под названием «шраддха», в котором отдаёт дань уважения умершему.

Согласно индуистским традициям, поминовение умерших следует проводить каждое новолуние (Амавасья) и в месяц почитания предков (Питру-Пакша).

ЮАР

В Южно-Африканской Республике, где большинство жителей — христиане, на похороны нередко надевают одежду красного цвета. Такой обычай связан с трагическими событиями апартеида и служит напоминанием о том времени, когда коренные жители региона лишались практически всех прав.

Также есть сведения, что представители африканских культур устраивают яркую церемонию на месте захоронения умершего, где возливают местное (чаще пальмовое) пиво, молоко или кровь специально убитого животного. Во время церемонии живые родственники обращаются к предкам, что выражается в форме молитвенного личного разговора или песнопения с музыкальным и танцевальным сопровождением.

ОАЭ

В исламе нет строгих канонов, предписывающих определённые дни для поминок. Однако в ряде традиций усопшего принято вспоминать в особые даты:

  • На 3-й день проводится первое поминовение, связанное с тем, что к этому моменту тело окончательно утрачивает прежний облик.

  • 9-й день считается значимым для души умершего, поэтому близкие собираются, чтобы вознести молитвы.

  • На 40-й день, когда, согласно представлениям, сердце полностью истлевает, родные снова поминают усопшего.

  • Годовщина смерти служит важным напоминанием о человеке, давая возможность ещё раз почтить его память.

Во время поминок основное внимание уделяется молитве, а не трапезе. Однако после чтения сур из Корана принято угощать гостей, следуя национальным традициям.

Некоторые семьи организуют поминовение сразу после похорон, а затем продолжают вспоминать усопшего каждый год, следуя традициям и семейным обычаям.

Иран

В Иране принято поминать усопших на третий, седьмой, сороковой дни и через год после смерти.  

Лучшее время для поминовения — вечер четверга и утро пятницы. В эти часы часто раздают «назр» — традиционные блюда или сладости, чтобы попросить помолиться за покойного.

Некоторые традиции поминовения:

  • Посещение кладбища. Родственники омывают плиту розовой водой, кладут цветы и ставят свечи, тихо молятся и читают Коран. 

  • Угощение живых. Посетителям кладбища часто раздают халву и сладости, а если на улице очень жарко — шербет и фрукты. 

  • Угощение соседей. Можно приготовить «назр» и раздать его соседям или даже случайным прохожим. 

  • Посыпание могилы семечками. Считается, что кормить птиц — дело богоугодное, и зачтётся покойному на том свете. 

Эфиопия

В Эфиопии, где главенствующей религией является православие, для поминовения усопших принято соблюдать христианские традиции.

Обычно мёртвых хоронят в тот же день, в который они умирают, а для поминок готовят специальную еду. На поминки приходят родные и друзья. Христиане хоронят своих усопших на основании законов церкви, а мусульмане делают то же самое в мечети. При этом мусульмане проводят чтения религиозных текстов, а христиане читают заупокойные молитвы, чтобы усопшему на том свете отпустили прегрешения. 

Египет

В Древнем Египте заупокойные службы, жертвы и поминовения совершались в храме близ места погребения. По представлениям египтян, души усопших могли принимать участие в различных праздниках наряду с живыми. Были и специальные праздники, посвящённые покойным. Один из наиболее значимых праздников в честь усопших назывался Уаг. В эпоху Среднего царства он отмечался 18-го дня месяца тот, а начало празднования приходилось на вечер 17-го тота.

В ходе праздника проводилось символическое путешествие усопшего на ладье из гробницы в район Абидоса, культовый центр Осириса, и обратно. Такое плавание символизировало обновление жизни покойного в ином мире и приобщение к культу бога воскресающих и умирающих сил природы.

Днём родственники приходили в гробницу усопшего, где жрец совершал обряд над статуэткой хозяина усыпальницы, которую помещали в модель ладьи. Затем произносились заклинания. 

Индонезия

В Индонезии, в частности на острове Сулавеси у народа тораджи, существует ритуал Манене (очищение умерших). Раз в три года каждая семья «приглашает» к себе домой всех усопших родственников.  

Некоторые особенности ритуала:

  • Нет конкретной даты мероприятия, так как в каждой деревне она индивидуальна.

  • Родственники «приглашённых» из мира мёртвых участвуют в праздничном застолье, которое готовят все жители селения.

  • «Гостей» из мира мёртвых дети и внуки развлекают специальными ритуальными танцами.

  • Когда приходит время «гостям» снова отправляться в «город мёртвых», их провожают всем селением.

Тораджи верят, что чем большую заботу они проявят по отношению к своим умершим родственникам, тем сильнее им повезёт в дальнейшем. 

День мертвых в Латинской Америке

День мёртвых (Día de los Muertos)— ежегодный (1 и 2 ноября) праздник в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, посвящённый памяти умерших. В эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Одним из самых ярких и узнаваемых символов празднования Дня мертвых является высокий женский скелет в причудливой шляпе с перьями - la Сalavera Сatrina. Суть ее истории уходит корнями глубоко в мексиканские традиции. Считается, что ацтеки поклонялись богине смерти, которая, по их утверждению, защищала их умерших близких, помогая им перейти на следующий уровень. Мексиканская традиция чествования усопших глубоко укоренилась в культуре этого народа. Скелет в шляпе, который мы видим сегодня, был создан художником Хосе Гваделупе Посадой в начале 1900-х годов. Посада был политическим карикатуристом. Он использовал черепа, calaveras и кости для передачи политической и культурной критики. Среди его самых стойких работ - "La Calavera Catrina"..

В первую очередь в День памяти мертвых в Мексике принято ездить на кладбище: ухаживать за могилой, украшать ее цветами и зажигать свечи. Приезжают сюда всей семьей, на месте устраивают пикники, концерты и выступления. Именно поэтому над мексиканскими кладбищами в День мертвых повсеместно звучит музыка. Однако посещением кладбища праздник не заканчивается. Души усопших приходят и в дома, где они когда-то жили. Именно поэтому мексиканцы устраивают здесь красочные алтари с цветами, свечами и фотографиями умерших. Важными атрибутами праздника являются золотистые бархатцы flor de muerto («цветы мёртвых») и традиционный хлеб — pan de muerto («хлеб мёртвых»). Готовиться к празднику начинают заранее: отбирают вещи, дорогие и любимыемёртвым при жизни, и раскладывают их на специальном алтаре — офренде. На алтари обязательно ставят воду, чтобы напоить духов после долгой дороги, кладут и любимую еду усопших. Также алтари украшают гирляндами из бумажных флажков «papel picado». В крупных городах жители надевают яркие костюмы на День мертвых и выходят на улицы. На лица они добавляют сложный макияж в виде маски черепа. Как правило, образы готовят в течение всего года, и по красочности они не уступают Венецианскому и бразильскому карнавалам. Самое известное шествие в День памяти мертвых проходит в Мехико и называется «парад Катрин».

      1. Цинмин в Китае

Праздник Цинмин  «qīngmíngjié»,  清明节) –  День поминовения усопших,  один из традиционных праздников КНР, который отмечается ежегодно по лунному календарю на 104-й день после зимнего солнцестояния или 15-й день после весеннего равноденствия. Происхождение названия этого праздника связано с климатом и природой весеннего времени в Китае, когда на улице становится намного теплее и светлее – иероглиф означает «светлый» , «ясный». Дата праздника может немного меняться из года в год, но обычно он выпадает на начало апреля, между 3 и 5 числом. В этот день в КНР принято посещать могилы предков для того, чтобы привести их в порядок «sǎomù» 扫墓 , принести цветы, сделать подношения в виде овощей и фруктов, зажечь благовония и сжечь бумагу в виде ненастоящих денег. Подношения и сжигания бумаги олицетворяют передачу земельных богатств в Царство мертвых и даже несмотря на тысячелетнюю историю пользуются большой популярностью среди современных китайцев. Также во время фестиваля Цинмин буддисты украшают двери и входные ворота ветвями ивы, как Гуаньинь, которая использовала эти ветви для того, чтобы отпугивать злых духов. Второй немаловажной частью этого дня является выход на природу «tàqīng» 踏青) и организация маленького пикника, для того чтобы расслабиться и ощутить первое тепло этого года. В этот день многие китайцы любят запускать воздушных змеев: с древних времен люди верили, что такими образом в этот день они могут посылать привет своим усопшим близким. Во времена династии Тан (唐代)день накануне фестиваля Цинмин назывался ханьшицзе «hánshíjié»,寒食节) дословно Днем холодной пищи. В этот день люди не пользовались огнем и ели только холодную пищу. Эти обычаи во многом сохранились и до современного времени. Сегодня во время праздника Цинмин на юге Китая люди обычно едят цинтуань («qīngtuán» 青团) –  круглые, липкие и слегка сладковатые зеленые шарики, приготовленные из клейкого риса и травы ячменя или китайской полыни. Внутри эти пампушки чаще всего начинены сладкими бобами. Как на севере, так и на юге страны популярно есть саньцзы «sǎnzi» 馓子)– обжаренные во фритюре соломки из соленого теста, которые готовят заранее, чтобы перед употреблением дать им остыть и высохнуть. Их едят холодными и часто приправляют семенами кунжута. У некоторых китайских этнических меньшинств в Синьцзяне, Ганьсу, Юньнани и Нинся саньцзы славятся разнообразием своих неповторимых вкусов.

Помимо этого, в некоторых регионах КНР люди едят улиток с имбирем в соевом соусе «qīngmíngluó»清明螺), весенние блины с начинкой из овощей и лука «chūnbǐng» 春饼) , сладкие финиковые кексы или печенья  «zǎogāo» 枣糕), рисовую кашу из цветков персика  «táohuā zhōu» 桃花粥), а у отдельных национальных меньшинств есть свои особенные блюда, которые присущи только их малым народностям. 

      1. День холодной пищи в Корее

      2. Хансик является одим из 4 главных праздников календарного цикла в Корее. Этот весенний праздник отмечали в первый день 5 из 24 сезонов года, или на 105 день после зимнего солнцестояния.

      3. Согласно легенде , у императора Мунгона был верный слуга Кэ Чжа Су, спасаясь во время набегов от врагов император укрылся в горах. Чтобы спасти императора от голода верный слуга отрезал от своего бедра кусочки мяса и варил суп. Собрав силы , король вернул страну, а про верного слугу забыл. Слуга вместе с матерью ушел жить в лес. Когда король вспомнил о слуге, то приказал вернуться слуге обратно, но тот отказался. Король приказал сжечь лес. Слуга вместе с матерью сгорел в огне. Позже раскаявшись в содеянном, император запретил в этот день разжигать огонь.

      4. В Хансик люди готовили вино, фрукты, овощи, другие специальные блюда и отправлялись на могилы предков. Для поминального обряда готовили отбивные хлебцы с полынью Суккток. В этот день кладбище переполнялось людьми, которые убирали могилы, сорную траву, сажали деревья. Накрывали поминальный стол и поминали предков. Кормление предков совершалось для того, чтобы задобрить предков, оказать им внимание, получить от них помощь, и попросить богатого урожая. Первый из 3 дней празднования Хансик –день нового огня, считался днем начала пахотных работ. Второй день-Толлидэ , или день сбора дикого лука. Этот день отмечался женщинами и девушками песнями и плясками . В этот день они уходили в горы собирать дикий лук и лекарственные растения.

      5. Обон в Японии

Обон (яп. お盆) или Бон (яп. ) — японский трёхдневный праздник поминовения усопших. Трехдневный фестиваль поминовения мертвых (13-15 августа). Согласно традиции считается, что в это время года души усопших возвращаются к живым и посещают своих родных. Нередко его называют Праздником фонарей, потому что с наступлением темноты они вывешиваются родными — дабы души усопших могли найти дорогу домой. В современном Обоне сплетаются исконные традиции и буддийские обычаи, складывающие его истоки. Уже 1-го числа месяца люди посещают и убирают могилы на кладбище. В доме также приводят в порядок алтарь буцудан, в котором хранятся буддийские таблички покойного, и  установлены фонари Обон (Бончочин).

С 7-го дня (или Танабата) устраивается алтарь для приема душ во время их пребывания. В зависимости от региона, домохозяйства или доступного места в доме можно встретить:

  • Еда: фрукты, рис, рисовые лепешки (моти и данго). Если семья более склонна к синтоистским традициям: японское сакэ, свечи, ветки сасаки, соль, вода, морепродукты (конбу , рыба) и фермерские продукты (овощи, яйца) или любые другие деликатесы, которые бы пришлись бы по вкусу покойным родственникам.

  • благовония;

  • Небольшая цветочная композиция икебана, барьер из стеблей бамбука и подвесок физалиса, форма которых напоминает фонари;

  • Сёрё ума - обязательные средства передвижения духов : огурец и баклажан, к которым добавляют 4 ножки, сделанные из спичек или палочек для еды. Они соответственно представляют лошадь для быстрого путешествия, часто посвященную первой части пути, и быка для медленного путешествия / или путешествия с кучей подарков, для обратного пути. В последнее время появился обычай вводить маленькие автомобили и другие игрушки, напоминающие транспортные средства, выбранные в соответствии с предпочтениями умершего.

Буддийский монах также может читать сутры перед бутсуданом и сёроданой.

На 13-й день Мукаэби  или «приветственные огни» материализуются в виде зажженных фонарей, чтобы направлять умерших родственников и помогать им вернуться домой.

Счастье воссоединения, с одной стороны, и радость временного побега от мук преисподней, с другой стороны, выражаются по вечерам 15 и 16 числа в танцах Бон Одори. Эти ночные танцы в настоящее время можно исполнять в любом общественном месте, достаточно большом, чтобы построить небольшую временную башню под названием ягура, увенчанную барабаном, задающим ритм. Место освещено многочисленными фонарями, а также есть традиционные киоски с уличной едой в атмосфере фестиваля мацури. Любой желающий может надеть юкату или традиционный костюм, чтобы исполнить простую хореографию, танцуя вокруг башни.

Список использованных ресурсов

1) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА – ВСЕ ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ КАЛЕНДАРЕ / [Электронный ресурс] // ritual : [сайт]. — URL: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/roditelskaya-subbota-vse-dni-pominoveniya/

2) Как мусульмане поминают умершего / [Электронный ресурс] // gos-mos-ritual : [сайт]. — URL: https://gos-mos-ritual.ru/articles/kak-musulmane-pominayut-umershego

3) Помнить предков: как белорусы отмечают Дзяды / [Электронный ресурс] // funeral : [сайт]. — URL: https://funeral.by/traditions/dziady?ysclid=lwdyn8cyno236006058

4) Задушница – традиции поминовения умерших у православных сербов и болгар / [Электронный ресурс] // radiovera : [сайт]. — URL: https://radiovera.ru/zadushnitsa-traditsii-pominoveniya-umershih-u-pravoslavnyih-serbov-i-bolgar.html

5) День Всех Святых в Польше. Задушки / [Электронный ресурс] // polomedia : [сайт]. — URL: https://polomedia.ru/news/tradicii/den-vseh-svyatyh-v-polshe-zadushki?ysclid=lwdyprc5m4848567045

6) Праздник Allerheiligen в Германии — 1 ноября / [Электронный ресурс] // Deutschonline : [сайт]. — URL: https://deutschonline.ru/articles/prazdnik-allerheiligen-v-germanii-1-noyabrya/?ysclid=lwbpyd6f3f286762876

7)José Guadalupe Posada / [Электронный ресурс] // wikipedia : [сайт]. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/José_Guadalupe_Posada

8)Как отмечают День мертвых в Мексике? Рассказываем во всех подробностях / [Электронный ресурс] // Блог о путешествиях : [сайт]. — URL: https://mktravelclub.ru/blogs/kak-otmechajut-den-mertvyh-v-meksike-rasskazyvaem-vo-vseh-podrobnostjah

9) Праздник Цинмин в Китае: история и традиции современности / [Электронный ресурс] // Expro : [сайт]. — URL: https://kitau.ru/stati/china-life/prazdnik-tsinmin-v-kitae-istoriya-i-tradtsii-sovremennosti/?ysclid=lwdye8watw34497788

10) День холодной пищи (Хансик) / [Электронный ресурс] // Корё Сарам : [сайт]. — URL: https://koryo-saram.site/den-holodnoj-pishhi-hansik-2/?ysclid=lwdygx05n7429365282

11) Обон - Фестиваль мертвых и призраков в Японии / [Электронный ресурс] // go-japan : [сайт]. — URL: https://go-japan.ru/helpful/articles/obon_festival_mertvykh_i_prizrakov_v_yaponii/?ysclid=lwc7wjle6e630782629

12) Антипасха - поминовение умерших в Греции / [Электронный ресурс] // radiovera : [сайт]. — URL: https://radiovera.ru/antipasha-pominovenie-umershih-v-gretsii.html

13) Поминальные мессы: католики отмечают День Всех Святых / [Электронный ресурс] // sputnik : [сайт]. — URL: https://sputnik.by/20221101/pominalnye-messy-katoliki-otmechayut-den-vsekh-svyatykh-1068600143.html?ysclid=lwdyuhczm8212712823 (дата обращения: 19.05.2024).

14) Поминальные традиции мировых религий / [Электронный ресурс] // Московский справочник ритуальных услуг : [сайт]. — URL: https://www.mos-ritual.ru/informatsiya/stati/pominalnye-traditsii-mirovyh-religiy?ysclid=mawce9kt6892024785

15) Дни поминовения у нас и за рубежом / [Электронный ресурс] // Городская Ритуальная Служба : [сайт]. — URL: https://borisov.ritual.by/articles/dni-pominoveniya-u-nas-i-za-rubezhom/

16) Праздники смерти в разных культурах / [Электронный ресурс] // gvozdikaspb : [сайт]. — URL: https://gvozdikaspb.ru/blog/traditsii-religiya/prazdniki-smerti-v-raznykh-kulturakh/

Craftum Сайт создан на Craftum