Культурные
представления о счастье
Автор: студентка Института точных наук и цифровых
технологий
Адыгейского
государственного университета
направления подготовки
«Прикладная математика и информатика» Торосян Д.В.
Содержание
1.Введение
2.Дания
3.Швеция
4.Норвегия
5.Россия
и Адыгея
6.США
7.Канада
8.Филиппины
9.Австралия
10.Япония
11.Африка
12.Португалия
и Бразилия
13.Индия
14.Китай
15.Франция
16.Сирия
17.Источники
информации
Ведение
В современных реалиях распространения
межкультурного взаимодействия невозможно не касаться стороны культурной
идентичности разных народов. Одной из главных ее составляющих являются
представления людей о счастье и понимание его значения в собственной жизни.
Невозможно в полной мере сблизиться с человеком, не осознавая его стремлений,
мировоззрения и не понимая, что дарит ему покой. В данной статье представлены общие
черты концепции счастья в разных культурах.
Дания
“Finding Hygge
is not just an engaging exploration of a concept; it’s truly medicine for the
soul.”
— замечание неизвестного автора на просторах
интернета.
Считается, что Дания неизменно удерживает свои
позиции в звании одной из самых счастливых стран мира.
Основная идея философии хюгге
(Hygge — «благополучие» норв.), или счастья
по-датски – «отключить сознание» и окружить себя приятными ощущениями в режиме,
максимально щадящем ваш организм. То есть – приглушить мощность света, звуков,
даже градус эмоций. Создать атмосферу защищенности и безмятежности, побаловать
себя вкусненьким. Хюгге стремится создать атмосферу
уюта, комфорта и безопасности, которая позволяет человеку расслабиться и
насладиться простыми радостями жизни. Это состояние напоминает ощущение
защищенности и спокойствия, которое мы испытывали в детстве, когда мир казался
более простым и безопасным.
Хюгге помогает нам отключиться от суеты и стресса современной жизни,
сосредоточившись на приятных мелочах: теплом пледе, чашке горячего чая,
дружеских разговорах или уютной обстановке дома. Оно напоминает нам о важности
простых радостей и того, что счастье может заключаться в маленьких вещах, если
уметь их ценить.
В этом смысле философия хюгге
действительно близка к состоянию младенца, когда человек чувствует себя
окруженным заботой и любовью, не задумываясь о проблемах и тревогах взрослого
мира, и еще не имеет горького опыта обид и
разочарований, не умеет еще заранее готовиться к худшему.
Хюгге — это все, что
способно успокоить, предоставить приятные эмоции, доставить удовольствие. Оно
сочетается из множества деталей:
Хюгге-освещение.
Неяркий и приглушенный свет, в идеале — свечи. «Ни один рецепт хюгге не будет завершенным без свечей. Когда датчан
спрашивают, что больше всего ассоциируется у них с хюгге,
целых 85 % респондентов упоминают свечи.» И в действительности,
абстрагироваться от мирских забот и просто полюбоваться живым свечением
пламени, играющего свой причудливый танец среди теней — не это ли умиротворение
и счастье?
Хюгге-еда. Сладости,
выпечка, кофе, сытное мясо (желательно свинина). Датчане любят побаловать себя
ароматной и сытной пищей. А всем известно: когда человек сыт — он добрее.
Хюгге-одежда.
Неяркая, в базовых однотонных оттенках; многослойная и удобная, теплая и
приятная на ощупь. Трудно поспорить с тем, что то, что сопровождает весь наш
день, не должно приносить дискомфорта. А в мягкой одежде и чувствуешь себя как
дома, где бы ни находился.
Хюгге-дом. Обилие
натуральных материалов, дизайн. Множество пледов и подушек, специальный уголок
для уютного времяпровождения с книгой и чашкой кофе. Мой дом — моя крепость.
Для хюгге, цель которого — комфорт, невозможно было
бы обойти вниманием тот аспект жизни, который сопровождает нас день ото дня и
создает окружающую нас атмосферу.
Хюгге-компания.
Небольшая, но крепкая и родная. Круг по-настоящему близких друзей, с которыми и
простое молчание в радость и не доставляет дискомфорта. Тихие посиделки и
душевное тепло — вот она, страна, просто созданная для интровертов. Даже на
работе датчане не изменяют своим традициям, и могут проводить деловые встречи
на уютных диванчиках. И они также стараются не задерживаться на рабочем месте.
Швеция
“Lagom
är bäst”
—Шведская пословица,
означающая "Правильное количество лучше всего".
Философию шведского уюта,
как правило, противопоставляют «хюгге». В переводе «lagom» — «точно в срок». Это шведский образ жизни, который
переводится как "не слишком мало, не слишком много" или "просто
правильно". Жить лагом - это жить сбалансированно, медленно и устойчиво.
Как пишет Ники Брантмарк, автор книги Lagom: The Swedish
Art of Living
a Balanced, Happy Life: "Преднамеренно ища более управляемый,
комфортный, сбалансированный способ делать вещи (и находя совершенство в несовершенстве),
вы не просто снимаете давление на себя - вы снимаете давление с других тоже. Вы
получаете больше из самого ценного сегодня ресурса: времени."
Несколько основных советов для жизни в стиле лагом:
Ежедневная фика:
Фика - это по сути перерыв на кофе,
обычно сопровождающийся сладким угощением, который выполняется каждый день. Но
в то же время это больше, чем просто перерыв - это
состояние души, ежедневный ритуал, время, чтобы сделать паузу и посмеяться с
друзьями. Не отличаясь от испанской сиесты, она является неотъемлемой частью
жизни в Швеции. Даже в офисах и школах назначены графики для фики.
Утренние погружения:
Как и Австралия, Швеция благословлена красивой береговой
линией и почти 100000 озёр, поэтому неудивительно, что «morgondopp»
(утреннее погружение) стал для многих ритуалом. Для шведов нет ничего более
пробуждающего, чем утреннее купание в прохладных скандинавских водах.
Интерьер и мода:
Больше всего лагом прослеживается в интерьерах шведов и,
конечно, в моде. Стиль построен так, чтобы оптимальный набор вещей закрывал все
потребности. Это становится возможно благодаря отсутствию броских деталей на
одежде, простым силуэтам и сдержанной цветовой палитре.
В области одежды и гардероба лагом определяется как
сдержанный минимализм, отличающийся практичностью и долгожительством. Тут важно
понять, что лагом – это не про экономию или довольствование малым. Философия
подразумевает в гардеробе ровно столько вещей, сколько нужно – не больше, ни
меньше.
Лагом симпатизирует вдыханию новой жизни в старые вещи.
Преобразование старого свитера, создание книжной полки из бывшей лестницы и
многое другое. Как и ваш гардероб, ваш дом, вероятно, наполнен вещами, которые
вам не нужны. Ваши жилые помещения должны быть уютными, а не загроможденными.
Привнесите открытый воздух в каждую комнату, добавив зелени и позволяя как
можно больше естественного света в ваши пространства. Выбери натуральные
материалы - например, льняное белье, дерево и хлопок - и помните, что новое не
обязательно лучше. Например, в Швеции разумным считается купить одну практичную
и высококачественную вещь, пусть и дорогую на 10 лет, чем каждый год покупать
то, что быстро испортится. В одежде лагом сопровождается умеренностью во всем,
практичным минимализмом, универсальностью вещей, сдержанной цветовой гаммой,
отстраненностью от острых трендов и быстрой моды.
Делать добро:
Жизнь лагом - это баланс, и совершение маленьких актов
доброты, чтобы повысить счастье тех, кто вас окружает, может помочь улучшить
кармический баланс мира. Это не должно быть большим жестом или даже ничего не
стоит. Вы можете оставить рукописную записку в библиотеке, доставить домашнюю
еду, забрать несколько кусков мусора, куда бы вы ни пошли. Суть в том, чтобы
выпустить хорошую энергию во вселенную.
Внимательно слушать:
Уделение полного внимания разговору
позволяет погружаться в момент и обеспечивает бесконфликтное общение.
Норвегия
“Frihet er det beste
gode i verden”
— норвежская пословица, означающая "Свобода — самое лучшее благо в мире"
Наиболее
заметные объяснения счастья в Норвегии включают множество факторов, связанных с
качеством учреждений.
В первую
очередь это надежные и обширные социальные пособия и
уровень регулирования рынка труда. Они имеют значительную положительную связь с
удовлетворенностью жизнью. Этот эффект не смягчается доходами людей, а значит,
как бедные, так и богатые люди и семьи получают выгоду
от более обширного государственного управления. Гарантированность дохода в
случае безработицы играет важную роль в определении уровня удовлетворенности
жизнью, поскольку как безработица, так и страх перед безработицей сильно влияют
на качество жизни. Вдобавок ко всему страна находится в стадии относительно
высокого материального процветания, что не может не оказывать влияния на жизнь
людей.
Наряду с
пособиями стоит низкая коррупция и функционирующая демократия и государственные
институты. Кроме того, жители северных стран испытывают чувство высокой
автономии и свободы, а также высокий уровень социального доверия друг к другу,
что играет важную роль в определении уровня удовлетворенности жизнью.
Вот
примеры ответов самих норвежцев на вопрос об источнике их счастья:
"Ответ на вопрос, почему норвежцы счастливы – это немного скучно – это хорошо функционирующие институты", – объяснил норвежский комик Харальд Эйа. "Школы, здравоохранение, полиция, вся бюрократия
относятся к людям с уважением, и это делает нас счастливыми, заставляет нас
доверять друг другу, заставляет нас чувствовать себя частью целого сообщества.
Так что это очень скучно: бюрократы – секрет нашего счастья ".
"Я думаю, это баланс между работой и личной жизнью. Итак, у нас
большая система социальной защиты, мы получаем бесплатное образование,
бесплатное здравоохранение, так что это действительно хорошо ", – сказала 29-летняя Марин Маал
из Осло. "И мы близки к природе ".
Немаловажную
роль в формировании отношения к счастью играет философия «фрилуфтслива»,
которая заключается в воссоединении с природой и восстановлении утерянных при
работе и при нахождении в городской суете сил.
В переводе с норвежского
языка «friluftsliv» — рекреационная деятельность, а
со шведского языка – жизнь на свежем воздухе. Оба перевода правильные.
Относительно
этого понятия, мир не ограничивается офисом, городом и живущими там людьми. Как
можно чаще необходимо выбираться из этой рутины в свою «естественную» среду
обитания.
В этом
заключается главное отличие «хюгге» от «фрилуфтслива»: первая философия концентрируется на домашнем
уюте, особом ощущении тепла, а вторая напоминает, откуда человек пришёл и куда
ему стоит возвращаться, напоминает про близкие с природой связи.
Норвежская
концепция счастья утверждает, что достигнуть гармонии можно самым простым и
совершенно не затратным путём. «Фрилуфтслив» — это не
просто прогулка в соседнем парке. Это полноценное воссоединение с природой в
рамках, например, похода в лес или подобного туристического мероприятия.
Идея
рекреационной деятельности также поддерживает отказ от каких-либо источников
связи, интернета и прочих раздражителей и акцентируется на получении
собственных впечатлений лично для себя. Во время своего «восстановления» нужно
максимально окунуться в превосходство такой жизни – прочувствовать все запахи
леса и окружающей растительности, сосредоточиться на естественных звуках, пении
птиц и постепенно понять, что ваш «фрилуфтслив»
обвенчался успехом.
Норвежская
концепция счастья необязательно занятие одиночное. Хорошая компания близких
людей может послужить улучшению отношений не только с природой, но и между
собой, или просто укреплению связей.
Россия
“Счастью не верь – а беды не пугайся”
— русская пословица.
Не секрет, что россиян считают весьма хмурыми и даже
агрессивными людьми, что выражается в нашем поведении, редкой улыбчивости без
видимой причины, нашей грустной музыке и многом другом. Однако, в чем же
состоит наше собственное счастье и чем оно отличается от счастья в понимании
других народов?
Одной из характерных черт для счастья русского человека
является наличие бок о бок с ним — страдания. "У русского народа даже в
счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно",
– пишет Достоевский.
В самом деле в наших психологии и менталитете это понятие
закрепилось весьма устойчиво. В какой-то мере люди нередко находят даже
своеобразное удовольствие в страданиях, смакуя их. Для нас естественно, что
счастья без несчастья быть не может, об этом говорят многие пословицы и
поговорки. И действительно, больше всего о счастье мы задумываемся именно
тогда, когда оно нас покидает, в трудные периоды нашей жизни. Сложилось мнение,
что лишения и боль закаляют нас и одновременно именно они позволяют заметить
нечто хорошее. Справедливым замечанием будет сказать, что подлинность и
качество русского счастья зависит от меры и длительности предшествующего ему
страдания.
Еще одним важным моментов является то, что мы не привыкли к
золотой середине, которая так важна, например, в Швеции. Часто для счастья нам
нужно либо все и сразу, либо сущая мелочь.
Счастья для нас — скорее нечто идеализированное, эфемерное
и труднодоступное, если не нереальное. Мы грезим о нем, фантазируем, не до
конца веря в осуществление мечты и упуская настоящее. Русский человек
изначально настроен на терпение и принятие печали, несчастья. При этом
понимание несчастья четко отражается во взглядах народа - это горе, беда,
страдание, нелегкая доля и т.д. А у счастья нет конкретного определения. Есть
даже занятное замечание, что когда у русского человека
все хорошо, он невольно переходит в напряженное ожидание чего-то плохого, не
веря происходящему. И даже, когда мы ощущаем счастье, нередко испытываем
сопутствующее чувство вины, ведь наличие его у одного выявляет отсутствие у
другого. Для нас также естественно скрывать свое счастье, чтобы его не
сглазили.
Таким образом, русским человеком счастье воспринимается с
осторожностью, особенно если оно незаслуженно или случайно. Мы часто
самостоятельно ограничиваем себя в счастливой жизни, делая это далеко не всегда
осознанно. В этом наша не лучшая привычка и традиция. «В английской литературе
страдают герои, в американской — злодеи, а в русской — вообще все» — известный анекдот.
Но значит ли это, что счастья в России не существует?
Разумеется, нет.
Слово "счастье" в русском языке происходит от
слова "часть", а значит, счастье в сознании русского человека связано
с понятием части и понятием целого. Быть частью чего-то большего, чем ты сам,
принадлежать целому, быть причастным — вот, что дает русскому человеку
происхождение этого слова. Кто-то хочет быть частью великого дела, другой –
единым целым с тем, кого любит. В.И. Даль, знавший о русских словах почти все,
написал как-то: "Не может же русский человек быть счастлив в одиночку, ему
нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив".
Отдавать себя без остатка – проверенный рецепт счастья,
прекрасно подходящий широкой русской душе. Посвятить себя какому-то делу:
труду, заботе о ближнем, воспитанию детей или чему-то еще – и раствориться в
нем на время, забыть себя – в этом, говорят те, кто пробовал, настоящее
счастье, и от этого нельзя потом оторваться. Одновременно с этим, если спросить
у кого угодно, что бы он назвал счастьем, совокупность всех ответов представит
собой взаимосвязь и датского хюгге, и шведского
логам, и норвежского фрилуфтслив. Щедро мы относимся
к празднованиям и гуляниям. И все же главными пунктами всегда будут выделяться
семья, здоровье и достаток.
Наиболее важны для русского человека в связи со всем
упомянутым стабильность и спокойствие в стенах дома. Минимум перемен.
Возможность самореализации и праздники в теплом семейном и дружеском кругу.
Пожалуй, именно это и составляет наше счастье.
Частным проявлением схожих ценностей служат культура и
традиции адыгов.
Одним из центральных элементов счастья в Республике Адыгея
остаётся гостеприимство, о чем свидетельствуют даже пословицы: "Хьэщ1э лей
щьпэкъым" ("Гостя лишнего не бывает")
твердит о том, что каждый гость важен и заслуживает внимания. Гость считается
священным лицом, его прибытие приносит счастье и благополучие семье. Принимают
его с особым уважением, стараются создать комфортную атмсоферу,
предлагают лучшие блюда, обеспечивают уют. Современные адыги
продолжают придерживаться древней традиции, хотя её проявление может отличаться
от прошлых времён.
Ключевыми элементами в восприятии счастья остаются честь и
достоинство. Пословица "ЩIэрыIу щIэр цIыхум ыкъуатэ"
("Человек без чести подобен дереву без корней") подчёркивает
значимость чести в жизни человека. Быть честным, справедливым и уважаемым
по-прежнему важно. Сегодня
многие стремятся поддерживать репутацию своих семей и сообществ, участвуя в
общественных делах, помогая другим и соблюдая этические нормы.
Важной частью морального кодекса остается
оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Пословица: "ЩIэрым шъхьафыншэ щIэрыIу мэхъу" ("Тот, кто помогает другому, сам
становится сильнее") вдохновляет на участие и распространяет идею
взаимовыручки, находя именно в ней истинную силу.
Хотя историческое стремление к свободе и
независимости изменилось в современном контексте, идея личной свободы и
самоопределения все еще актуальна. Стремление к самостоятельности и возможности
выбирать свой путь в жизни — довольно важный аспект жизни. Многие молодые адыги стремятся получить образование, строить карьеру и
достигать успеха самостоятельно, сохраняя при этом связь с культурой и
традициями своего народа.
Пример: пословица "Жыг хэлъкъым и псэухэр, жыг хэлъкъым и гупсэр" ("Своё племя, свои обычаи")
напоминает о важности сохранения собственной идентичности и независимости. И
конечно же основу благополучия и счастья продолжает составлять семья. Уважение
к старшим, забота о младших и поддержание крепких связей между поколениями остаются
важными аспектами в жизни народа. В семьях часто проводятся совместные
празднования важных событий, приготовление пищи, что помогает укрепить семейные
связи и создать ощущение счастья и гармонии. Сам концепт счастья
"насып" нередко встречается в песнях, ассоциируясь с весной как
началом новой жизни и пробуждением природы, символизирующим начало счастливого
периода, семейными взаимоотношениями и любовью. Для адыгов счастье — временное
состояние, которое приходит и уходит в зависимости от внешних обстоятельств.
Оно не является чем-то постоянным и неизменным, а скорее напоминает гостя,
который может прийти неожиданно и также внезапно уйти. Поэтому важно принимать
счастье с благодарностью и стараться сохранять его как можно дольше.
США
“Американская мечта – это свобода для каждого человека
стремиться к своему собственному счастью”
— Барбара Буш
Применима к понятиям американцев о счастье так называемая
«американская мечта». Этот термин относится к вере в то, что любой человек,
независимо от места его рождения или социально-экономического статуса, может
достичь своей собственной версии успеха в обществе, в котором восходящая
мобильность возможна для каждого.
Когда мы думаем об американской мечте, мы часто
представляем себе стремление к успеху, процветанию и карьерной мобильности. Это
– вера в то, что с упорным трудом и решимостью любой человек может преодолеть
препятствия и достичь своих целей. На протяжении многих лет эта концепция была
изучена и показана в различных фильмах, предлагая зрителям проблеск в мечтах и
устремлениях людей, стремящихся к лучшей жизни.
"Американская мечта —
это мечта о земле, в которой жизнь должна быть лучше, богаче и полнее для всех,
с возможностью для каждого в зависимости от способности или достижения."
Это первое публичное определение американской мечты из бестселловой
книги историка Джеймса Трослоу Адамса "Epic of America",
опубликованной в 1931 году.
В своей книге Адамс уточнил, что американская мечта не
"... мечта о машинах и высокой заработной плате просто, но мечта о социальном
порядке, в котором каждый мужчина и каждая женщина смогут достичь полной
фигуры, на которой они изначально способны, и быть признаны другими за то, что
они есть, независимо от случайных обстоятельств рождения или положения."
Идея американской мечты имеет
гораздо более глубокие корни. Ее принципы можно найти в Декларации
независимости, в которой говорится: “Мы считаем эти истины самоочевидными, что
все люди созданы равными, что они наделены своим Создателем определенными
неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью”. В
обществе, основанном на этих принципах, человек может жить полной жизнью так,
как они ее определяют.
Американская мечта обещает
свободу и равенство. Она предлагает свободу принимать как большие, так и
незначительные решения, влияющие на чью-либо жизнь, свободу стремиться к
большему и лучшему и возможность их достижения, свободу накапливать богатство,
возможность вести достойную жизнь и свободу жить в соответствии со своими
ценностями — даже если эти ценности не получили широкого распространения.
Сегодня многие люди ищут
будущего, где каждый будет жить лучше и более осмысленно, а не просто
стремиться к материальному богатству. Это новое видение подчеркивает важность
обеспечения того, чтобы все имели хорошую работу, которая платит достаточно для
жизни, особенно те, кто не зарабатывает много.
Американская мечта также
направлена на улучшение рабочих мест, предоставление работникам более широкого
участия в происходящем и поощрение уважительных взаимоотношений.
Основные составляющие:
Мечта о изобилии:
Эта мечта о том, чтобы
хотеть много вещей и иметь много имущества, чтобы чувствовать себя богатым и
успешным. Это как идея, что иметь большой дом, дорогие машины и много гаджетов
делает вас счастливыми и гордыми. Люди, которые следуют за этой мечтой, верят,
что иметь много материальных вещей является признаком успеха.
Мечта о демократии товаров:
Эта мечта о справедливости
и равенстве. Это означает, что каждый человек, независимо от того, откуда он
или кто он, должен иметь одинаковые шансы получить вещи и возможности. Это
бросает вызов идее, что у некоторых людей должно быть больше по причине их
расы, пола или социального статуса. В этой мечте все одинаково.
Мечта о свободе выбора:
Эта мечта о том, чтобы
иметь свободу делать свой собственный выбор в жизни. Это означает, что вы
можете выбрать вид жизни, который вы хотите и принимать свои собственные
решения. Люди, которые следуют этой мечте ценят личную свободу и силу
формировать свою собственную жизнь. Это как празднование идеи, что каждый
должен быть свободен выбирать то, что делает его счастливым.
Канада
“Canada is the homeland of equality, justice, and tolerance.”
— Kim Campbell
Канада —
страна, которая славится своим теплым отношением, толерантностью и уважением к
различиям. Канадская культура стремится к взаимопониманию и принятию других
культур и национальностей. Как одна из самых многонациональных стран в мире,
она научилась жить в гармонии с разноплеменным
населением, быть источником гостеприимного душевного состояния, которое
образует единое национальное сообщество. Люди здесь открыты, всегда готовы
помочь и поддержать. Они гордятся своими гражданскими ценностями и
справедливостью, и они стремятся создать справедливое и равноправное общество
для всех.
Здесь высоко ценятся
права и свободы человека, выслушиваются разные точки зрения, люди обычно
вежливы и внимательны к собеседнику.
В стране в
целом хорошо координируют свою работу государственные учреждения: гарантирована
медицинская помощь, высоко качество образования. Канада также считается одной
из самых безопасных стран мира, где ценят свою страну и активно поддерживают
национальные символы, такие как флаг и национальный гимн.
Быть более
счастливыми канадцам помогает высокий уровень жизни, который включает среднюю заработную
плату и средний уровень жизни. В стране довольно высокие налоги, но идут они на
развитие системы равенства и социальной поддержки от государства.
Кроме того,
канадцы активно поддерживают профессиональное развитие и постоянно стремятся к
расширению своих навыков и знаний. В целом, карьера и предпринимательство
являются важными аспектами их жизни. Они стремятся к успеху, но при этом
сохраняют чувство справедливости и гражданской ответственности.
Немалое
внимание здесь уделяют активному образу жизни и здоровью. Нередко выбирают
командные виды спорта, вроде зародившегося в Монреале хоккея на льду, который
считается неотъемлемой частью культуры Канады. Большинство канадцев
образованные и понимают, что спорт — это не только физическое здоровье, но и психологическое
благополучие, а потом стараются поддерживать себя в форме. Известны они своей
гостеприимностью и теплым отношением к природе.
Они живут в одной из самых красивых стран мира, где дикая природа
сочетается с современными городами. Но главная страсть канадцев — природа и
активный образ жизни. Они любят проводить время на свежем воздухе и
наслаждаться потрясающими пейзажами своей страны. Горные лыжи, пешие прогулки,
кемпинг, каякинг – все это часть жизни канадцев.
Обращают местные жители также внимание на экологическую сторону жизни, в целом
довольно ответственно подходя к своему влиянию на окружающую среду.
Канадцы, какие
они есть, образованные и гражданские, всегда стремятся быть информированными о
происходящих событиях. Они
осознают значимость своего голоса и верят в демократические принципы, на
которых основана Канада. Канадцы часто участвуют и в федеральных, и в
провинциальных выборах, выбирая депутатов и глав; внимательно изучают
предвыборные программы партий и анализируют политические позиции кандидатов,
чтобы сделать осознанный выбор.
В целом,
канадцы славятся своими традициями и ценностями семьи, и они делают все
возможное для ее сохранения и укрепления. Семейные ценности занимают важное
место в их жизни, и они проявляют заботу и поддержку к своим близким. Это одна
из главных причин, почему канадцы настолько гостеприимны и добросердечны.
Таким
образом, естественной средой для счастья в этой стране являются общее
благополучие, равенство, добродушие и ответственность.
Филиппины
“Matíbay ang
walís, pagká’t
magkabigkís”
— филиппинская пословица,
означающая «Метла крепка, так как прутья связаны вместе»
Philipino - connecting
people или счастье по-филиппински. Жители острова
сами признаются в свем счастье и приводят пример:
«Проще говоря: вы включаете новости, тайфун наводняет улицы города, но вы
видите детей, радостно толкающих самодельные лодки и перевозящих домой
пропавших рабочих. Вы читаете о бедности в газетах, но на фотографиях семья
улыбается и ест рис с соленой сушеной рыбой на тарелке из банановых листьев под
соломенной крышей своего скромного дома. Наш механизм преодоления трудностей -
это определенно что-то другое. Одна из ценностей филиппинцев, которую можно
легко увидеть, когда вы посетите Филиппины – это наша склонность к солнечной стороне
жизни. Мы находим что-то трудным – мы улыбаемся. Мы преуспеваем – мы улыбаемся
еще больше.»
В филиппинской культуре
люди должны быть заботливыми, счастливыми и приятными. Существует специальная
культурная концепция kapwa-tao (буквально «близкий
человек»). В первую очередь она означает как раз верность интересам своей семье
и определенной группе. При этом семейный круг филиппинца включает дальних
родственников и друзей. С раннего детства ребенок должен чувствовать себя
неотрывной частью своей группы: малыша приучают, что он во всем может
положиться на родных и более того — должен это делать, а также что любую
проблему лучше решать не самостоятельно, а с помощью близких. Естественно,
филиппинец вырастает с чувством полного единения с семьей. Она играет важную
роль в их жизни. Люди там не покидают родительский дом, когда им исполняется 18
лет. Чувство принадлежности требует от них постоянно заботиться о благополучии
основной семьи даже до тех пор, пока у них не появятся собственные семьи. Это
одна из главных причин, почему старые родители и бабушки и дедушки остаются с
ними до конца своих дней, что показывает, насколько сильна филиппинская
семейная культура. Для кого-то это может показаться старомодным, но филиппинцы
не видят без этого своей жизни.
Традиционный принцип kapwa-tao диктует, что интересы семьи или группы
воспринимаются филиппинцем как свои и, напротив, собственные желания
проверяются на соответствие общим интересам. Это базовая моральная норма, и ее
нарушение влечет за собой серьезное общественное порицание, вплоть до
исключения из числа своих. Как пишут культурологи, филиппинец, которого сочли waláng kapwa-tao, то есть не обладающим
чувством принадлежности к коллективу и ответственности перед ним, не достоин
уважения в глазах общественности и может потерять право считаться филиппинцем.
Такого человека иногда сравнивают с кокосом — коричневый сверху, но белый
внутри, — имея в виду его склонность к западному индивидуализму.
К внешним проявлениям
коллективного духа также относится такое качество, как pakiramdám
(буквально «совместное чувство», «сопереживание»). Филиппинцев отличает
способность быстро улавливать настроение собеседника, понимать мимику и
интонацию, вовремя и к месту проявлять сочувствие, эмпатию.
Это pakiramdám — сонастроенность
собеседнику. С детства филиппинский ребенок в своей большой семье учится
проявлять уважение к старшим, в том числе к братьям (kúya)
и сестрам (áte). Он привыкает воспринимать
взрослых как непререкаемый авторитет, сдерживать свои эмоции и вести себя
настолько вежливо, чтобы никого не задеть. Особая чуткость филиппинцев связана
с их искренней боязнью обидеть собеседника, ведь это, по их мнению, грозит
потерей лица обеим сторонам. Заметив малейшие признаки неудовольствия или скуки
на лице визави, филиппинец предпочтет сменить тему разговора, какой бы важной
она для него ни была.
По той же причине на
Филиппинах не принято открывать подарок в присутствии дарителя: хозяин
благодарит гостя и откладывает подарочный сверток в сторонку, избавляя их обоих
от неловкости, если подарок окажется слишком скромным на фоне других или просто
не понравится. Несогласие, отказ или, не дай бог, открытая критика несовместимы
в понимании филиппинцев с нормальной беседой. Вежливость требует избегать
разногласий и прямых возражений. Поэтому внимательно следите за жестами: если
произнесенное «да» сопровождается коротким кивком головы вниз (что означает
«нет» в противоположность русскому жесту), значит, ваш собеседник все же
подразумевает «нет».
Все эти культурные
особенности жизни на Филиппинах показывают, что счастье людей, проживающих на
данной территории, состоит главным образом в позитивном взгляде на жизнь,
чувстве принадлежности к обществу и связях с семьей.
Австралия
“No man is an island unto himself,
but a piece of the continent, which floats together with other pieces.”
— австралийская
пословица, означающая «Человек не является отдельным
островом, а частью континента, который плавает вместе с другими частями»
Fair go
(«равные возможности») впервые появилось в газете Brisbane
Courier во время забастовки, которая сыграла важную
роль в истории Австралии. Так зародилась местная лейбористская партия, а саму
страну стали воспринимать как справедливое общество, где ценятся равные
возможности, честная игра и оптимизм. Вот как об этом говорят сами люди:
«Моя подруга Шеридан,
живущая в Брисбене, говорит, что я потратила время с
умом. Дружба, солнце, справедливость – вот три любимых австралийцами понятия.»
«Равные возможности очень
важны для счастья австралийцев. Они символизируют справедливость и шанс для
каждого», – говорит Шеридан. Ей вторит Джен, моя подруга из Аделаиды: «Не
важно, кто ты и откуда. Если ты способен сделать эту работу, ты будешь ее
делать. И сделаешь «по справедливости», то есть выложишься на все сто
процентов». Именно это делает людей счастливыми. Они чувствуют, что все равны,
а цели достижимы, и каждый готов помочь другому.
Сама Австралия постоянно
входит в список наиболее счастливых стран мира, и это не случайно. Люди здесь
по-настоящему жизнерадостные, приветливые и улыбчивые.
Немаловажную роль в их
жизни играет спорт. Это действительно их национальное увлечение, в котором
также находит проявление упомянутая концепция:
«Бен вспоминает, что
однажды тренер забрал его с футбольного поля. «Я сказал, что у меня все в
порядке, но он ответил, что я просто стою и ничего не делаю. Нужно все время
пытаться, в этом и есть смысл равных возможностей». Старание важнее таланта,
поэтому все австралийские дети играют в нетбол и
футбол зимой и крикет летом. Крикет – это наша религия», – объясняет Бен.
Скандал 2018 года с заменой мяча выбил почву из-под
ног многих австралийцев. Международный совет по крикету дисквалифицировал
команду на один матч, но Федерация крикета Австралии продлила запрет на год.
«Мы наказали себя куда сильнее.»
Ситуация показывает, сколь
сильны австралийские понятия справедливости.
«Мне кажется, мы умеем
посмеяться над собой, – говорит Шеридан. – И в излишней серьезности нас
обвинить трудно. Мы оптимисты и не паримся». Эту фразу сейчас используют
повсеместно: в США, Великобритании, ЮАР и даже Канаде. Однако принцип «не
париться» суммирует австралийскую культуру и ее принципы: дружелюбие, юмор и
оптимизм. «Это основа основ, – свидетельствует Бен. – Не важно, что происходит,
ведь в итоге «все будет хорошо». Мы очень любим эту фразу. Она дает надежду и
вселяет уверенность». Отлично, говорю я, но вообще у австралийцев есть причины
для волнения. Акулы, медузы, крокодилы, морские скорпионы (да, и такое
встречается) и ядовитые пауки (вообще кошмар). Ты точно ни о чем не
волнуешься? Бен пожимает плечами: «Да все равно мы все умрем. Но этот
концепт позволяет мне наслаждаться жизнью, любить и не испытывать страха».»
Также нельзя не заметить,
что в Австралии также хорошо налажена работа институтов власти. У людей
доступное образование, бесплатная медицина, приятный рабочий график, что не
может не сказываться положительно на уровне счастья и общем благополучии.
Побольше справедливости, поменьше переживаний, спорт, доступная жизнь — вот и
получается австралийский коктейль под названием «Счастье».
Япония
“幸せは足元にある”
— японская пословица, означающая «Счастье
находится у твоих ног»
Восточные мудрецы известны
своим умением находить внутреннее спокойствие. Они много думали о жизни и
написали учения, которые помогают найти настоящее счастье. Прежде всего, рекомендовали обратить взор
внутрь себя, а затем — на окружающую реальность. Ключевым принципом было
принятие мира таким, какой он есть, без попыток изменить его под свои нужды.
Терпение и смирение считались важнейшими человеческими качествами. Эти идеи
нашли отражение и в философии ваби-саби (Wabi-sabi — «простота и уединенность»
яп.). «Ваби» означает скромность, отсутствие пышности и
вычурности; «саби» — старину, аутентичность,
природную естественность. Таким образом, японская философия учит нас видеть
красоту в несовершенстве и простоте.
Атмосферу и настроение ваби-саби прекрасно
передают природные явления и ландшафты: весенние сады, звездное ночное небо или
лунный свет. Непостоянство этих явлений делает их источниками совершенства и
истины.
Корни философии ваби-саби уходят в
дзен-буддизм и даосизм, подчеркивая важность нахождения в настоящем моменте,
освобождения от желаний и привязанностей, а также гармонии с природой. Объект
созерцания должен вызывать эмоциональный отклик, рождая легкое чувство печали и
ностальгии.
Ваби-саби акцентирует внимание на
медитации, самосознании и внимательном отношении к окружающему миру, её
понимание достигается через невербальное общение и отражение в искусстве,
архитектуре и дизайне.
Философы Японии призывают
видеть красоту в простоте. Это отражается в устройстве жилища и выборе одежды.
Вот ключевые характеристики:
Признание
непостоянства, переменчивости и несовершенства окружающего мира. Ваби-саби позволяет постоянно обновлять интерьер и
принимать его недостатки после ремонта. Стоит приветствовать асимметрию и
неровности. В любое время можно внести изменения – перекрасить стены или
обновить текстильные элементы в комнате.
Минимализм
Стиль ваби-саби не поощряет хаос и беспорядок. Пространство
должно оставаться чистым и минималистичным. Эта
философия учит находить тонкий баланс между наслаждением от владения вещами и
радостью освобождения от всего лишнего и нефункционального.
Каждая
вещь интерьера должна нести в себе смысл и вызывать приятные чувства
ностальгии. Пространство можно наполнить недорогими, аутентичными, памятными
вещами. В интерьере могут быть старинные скатерти, детские рисунки, глиняные
чашки ручной работы. Детали должны соответствовать основным ценностям
владельца.
Привязанность
к старинным вещам
Особое
значение придается любви к предметам с богатой историей. Высоко ценятся
потертые предметы, несущие на себе отпечаток времени. Именно в них заключена
истинная красота. Большое внимание в стиле уделяют сохранению и реставрации. Существует
даже уникальное искусство восстановления повреждённых объектов – кинцуги, которое заключается в соединении обломков с
использованием лака, смешанного с золотыми, серебряными или платиновыми
порошками. Техника символизирует стойкость человека перед лицом времени.
Экологичность
В
интерьере приветствуются природные, органические материалы: льняные и
бамбуковые занавески, деревянная или плетеная мебель, хлопок.Не допускается использование имитаций дерева
или камня. Натуральность должна сохраняться и в цветовой палитре помещения.
Интерьеры в стиле ваби-саби обычно оформлены в мягких
оттенках белого, нежно-розового, бежевого, зеленого и голубого цветов.
Уют
Главная
цель стиля – создать комфортное пространство для отдыха. Небрежность в
расстановке предметов говорит о том, что здесь можно быть самим собой. В такой
обстановке вас примут любым. Идеальный же порядок и стерильная чистота кажутся
искусственными и противоречат духу этого стиля.
Обустраивая своё
пространство по принципам ваби-саби, можно изменить и
взгляды на свою жизнь и мировоззрение. Признание реальности такой, какой она
является, без борьбы, отрицаний или постоянной роли жертвы обстоятельств,
открывает путь к новым возможностям и решениям. Счастье в простоте
подразумевает для человека глобальный отказ от излишков, материализма и
болезненного сравнения себя с окружающими. Такое отношение развивает способность быть
благодарным за то, что уже имеется, и за достижения, которых удалось достичь
своими усилиями, что повышает общий уровень удовлетворения жизнью. Осознание
неизбежности старения и перемен напоминает о важности каждого момента,
вдохновляя на творческий подход и креативность.
Африка
“Акуна матата...Смысл
жизни так прост…”
— цитата из мультфильма «Король Лев»
«Акуна Матата» — это не просто словосочетание, а целая философия,
отражающая образ жизни и мышление африканских народов, где ценятся гармония с
природой, общность и взаимопомощь. В этой культуре нет места постоянному
беспокойству, все проблемы решаются сообща, а жизнь воспринимается как дар,
который нужно ценить. «Hakuna Matata»
— это фраза на языке суахили, на котором говорят около 150 миллионов человек в
Восточной Африке, в том числе в Кении, Танзании, Уганде, Демократической республике Конго, Мозамбике и ЮАР; языке межэтнического общения в этом
регионе, в котором
данное выражение является одним из самых популярных в лексике.
Переводится оно как «нет проблем» или «без забот». Это умение находить радость
в простых вещах, не зацикливаться на проблемах и радоваться каждой минуте. Это
глубокое принятие жизни такой, какая она есть, без желания изменить ее. Это
утверждение о том, — что жизнь не череда проблем, а возможность наслаждаться
каждым ее мгновением. Последнее особенно важно в той постоянной бешеной гонке,
которую мы ведем на протяжении всей жизни: за теплое место под солнцем, за
лучший кусок хлеба, за более высокую ступеньку на карьерной лестнице; гонке за
выживание, гонке за успех. «Акуна Матата»
напоминает о важности отдыха, радости и простоты, столь важных, но нередко
недостающих многим из нас.
Вот некоторые советы, которые предлагает
данная концепция:
Научитесь радоваться
простым вещам. Найдите
время для себя, проводите его на природе, занимайтесь любимым делом и делайте
это как можно чаще.
Не зацикливайтесь на
проблемах. Помните,
что каждая проблема — это возможность для роста и развития, не бойтесь
сталкиваться с трудностями, а смотрите на них в позитивном ключе.
Найдите время для отдыха. Не бойтесь сказать «нет» дополнительным
обязательствам и позвольте себе отдохнуть. Проходя долгий путь, не стоит
забывать вовремя приостановиться, чтобы собраться с силами. Воспринимайте это
не как бездействие, а как инвестиции — и в решение проблемы, и в свое
самочувствие.
Будьте благодарны. Помните о том, что у вас есть, и цените это,
ведь потом может стать поздно.
Живите в настоящем. Не зацикливайтесь на прошлом и не
беспокойтесь о будущем, живите здесь и сейчас.
Философия советует ломать стереотипы, не
бояться быть ярким и быть ближе к детям. Ребенок не думает о том, каким образом
исполнится его мечта, он загадывает и ждет. И с какими бы трудностями не
пришлось столкнуться, никогда не стоит унывать. Необходимо взять себя в руки,
стойко их перенести и продолжить жить. Большинство проблем в своей жизни, мы
придумываем себе сами. Каждый день находим повод волноваться из-за чего-то
нового. Через некоторое время вспоминаем и самим становиться смешно, как можно
было переживать из такой ерунды. Но вот нервные клетки и утраченное на
переживание время уже не вернешь, хотя его можно было бы потратить на то, что
тебе дорого и от чего ты можешь получить удовольствие и сделать свою жизнь
лучше.
Стоит заметить, что подобное верно и для
многих других африканских стран. Люди здесь, несмотря на тяготы жизни,
оценивают свою жизнь довольно счастливой. Для них естественны общинные связи и
коллективные ценности, которые составляют неотъемлемую часть их жизни. Африка славится своим культурным наследием.
Здесь вы найдёте уникальные танцы, музыку, кухни и фестивали. Местные общины
часто принимают новичков с радостью, позволяя почувствовать настоящую теплоту
человеческого общения. Они тесно связаны с природой и привыкли вести
неторопливую жизнь.
Португалия и Бразилия
“é bom ter saudades”
— португальская
поговорка, которую можно перевести как
«скучать – это
хорошо»
Говоря о
счастье в этих странах Латинской Америки, невозможно не упомянуть понятие,
которым столь гордятся местные вследствие непереводимости его на другие языки,
хотя в некоторых и есть схожие по значению слова, в частности в русском. И все
же оно содержит такой круг значений, который полностью не повторяется ни в
какой другой национальной духовной культуре. Португальское слово «saudade» подразумевает под собой смесь грусти, томления и
любви. Сами португальцы утверждают, что это особое чувство «тоски по несбыточному
и безвозвратно ушедшему».
В португалоязычной среде саудаде – ключевое слово
из тех, что обозначают эмоции. Человек может испытывать саудаде по людям или
местам, а также по звукам, запахам, вкусам и еде. Можно даже испытывать саудаде по самой саудаде. Будучи сродным
ностальгии и страстному желанию, саудаде неотъемлема
от португальского самопонимания.
«Я молюсь о
друзьях, которых потерял, об ушедших из жизни членах семьи...»
Подобно русским
португальцы не воспринимают счастья без определенной доли грусти, сопряженной с
ним. Естественным для них является не злость на ушедшее, а чувство
благодарности за то хорошее, что оно привнесло в их жизнь. Радость и грусть
идут у них рука об руку, объединяясь и усиливаясь вместе в непередаваемую гамму
эмоций. Саудаде по-истине
особое настроение и состояние, минорный, расслабленный, ленивый душевный лад.
Светлое, с оттенком щемящего счастья ощущение печали одновременно о
несбывшемся, несбыточном и о том, о чем и не стоит мечтать.
Проявления в
жизни:
«Фаду» — национальная музыка Португалии — является
воплощением саудаде. Обычно мелодичные,
проникновенные песни рассказывают о любви, тоске, потере и надежде. Название
легендарного португальского жанра часто переводят как «судьба». Более точным
переводом будет понятие «фатум»: принятие неизбежного, способность не сожалеть
о несбывшихся надеждах, потерянной любви. Трансформация сожаления в сладкую
горечь.
Звучит саудаде в португальской речи так же естественно, как слово
«любовь». Португальцы говорят о «saudade» по любимым
местам, детству, важным моментам, подчёркивая ценность этих воспоминаний.
Подобная
философия влияет также на отношение к времени. В Португалии ценят неспешность,
умение остановиться, чтобы насладиться моментом, будь то обед с семьёй или
прогулка у океана.
Португальцы
действительно наслаждаются грустью, не столь страдая из-за нее, сколь находя
покой и светлую радость.
В то же время
бразильское саудаде несколько отличается от
португальского. В сравнении с первым, в Бразилии пропорции «положительных» и
«отрицательных» чувств смещены, представляя это понятие несколько более
оптимистичным, «скорее счастливым, чем грустным».
Индия
“Счастье
приходит не к тем, кто его ждет, а к тем, кто идет к нему навстреч”— Рабиндранат
Тагор
Ни для кого не
секрет улыбчивость и позитивность местных жителей. На ум сразу приходят
индийские фильмы, яркие наряды и нескончаемые танцы.
Шаблон. Но
полностью ли? По-настоящему серьезным отличие между многими передовыми по
развитию и развивающимися, даже бедствующими странами — то, как люди здесь
привыкли смотреть на счастье. Нередко несмотря на
худшее благосостояние в сравнении с другими, люди здесь — улыбаются чаще. А уж
Индия со своими гуру и учениями знаменита по всему свету.
Предполагается,
что определяющим моментом в оценке собственного счастья является взросление,
подмена ценностей общепринятыми, тонны забот, когда тебе уже, кажется, и
некогда задуматься о счастье. С самого детства люди постигают счастье из
окружающих их мелочей, простые жесты способны рассмешить и поднять настроение
на весь день. Но со временем человек все дальше отделяется от своей сути,
прожигая жизнь в море реальных и выдуманных проблем, сетуя на несправедливость
жизни и даже не замечая лучи солнца, находящие свое отражение в утренней росе.
И так все чаще и чаще, и чаще… В этом кроется глубинная наша проблема и в то же
время — преимущество стран, где ощущение в какой-то мере даже детского счастья
не теряется. Такова Индия. В этой стране национальные быт и культура, в отличие
от Европы, основаны на индуистских и буддистских традициях, где жизнь ради
самой жизни и является целью жизни человека. Идея медитации — изучения самого
себя — неявно пронизывает здесь всё вокруг. Индийцам свойственна
непосредственность, в некотором плане наивность. Сидя на рабочем месте, они
могут, например, позволить себе напевать любимую песенку. Традиция есть еду
руками тоже имеет под собой рациональное начало: ощущая пищу пальцами, человек
становится ближе к жизни, к сути того, что он ест, не разделяя искусственно
себя и пищу столовым прибором. Может ли европеец позволить себе что-то
подобное? Вряд ли. Вообще, чувство стеснения и зажатости для индийцев крайне
несвойственно, при этом я не могу назвать их наглыми. Скорее, они ведут себя
более естественно, чем мы. Индийцы более жизнерадостны, чем европейцы. Я почти
не видел злых, агрессивных лиц на улице. Индийцы часто улыбаются, очень
доброжелательны, голоса их в большинстве случаев спокойные и мягкие. Идя по
улице, приятно улыбаться им и получать искренние улыбки в ответ. В Индии я не
почувствовал желания индийцев выделиться, доказать свою исключительность и
превосходство, что свидетельствует о том, что такие желания происходят от
наличия комплексов, которые успешно насаждает европейская цивилизация, в
которой жизнь преподносится как страдание и борьба. Индиец неохотно будет
делать то, что ущемляет его основные нужды, будь то биологические или
психологические потребности. Когда индийцу нужен отпуск, он непременно возьмет
его, особенно если он связан с его семьёй. Немалым плюсом индийского общества
является уважительное отношение к женщинам. Местные мужчины здесь в общении с
женщинами держат дистанцию.
Существует
также гипотеза, что немалую в роль в подобном отношении к жизни играет кастовая
система, до сих пор существующая и действующая в Индии. Ограниченная и потому,
казалось бы, невыносимая, свобода воли здесь не дает лишних поводов для
размышлений и проблем. Люди не озабочены возможным возвышением, переменами в
жизни и следующими за этим трудностями, им не приходится думать столь глобально
о том, что будет завтра, ведь завтра — будет как сегодня. И в этом есть
некоторый смысл. С меньшим количеством ответственности ежедневно на собственных
плечах — жить как-то приятнее и даже проще. Индийцы принимают свою жизнь такой,
какая она есть, и не сравнивают себя с другими. Люди здесь обращены к своему
собственному внутреннему миру, так к чему смотреть на других? Как говорится,
чужая душа — потемки.
Китай
“真理从辩论中来,幸福从劳动中来”
— китайская
пословица, означающая «Истина рождается в дискуссии, счастье — в труде»
Концепция китайского счастья заключается в
жизни, которая имеет смысл. Благополучие в Китае — это не мимолетное чувство, а
жизненная позиция. Однако в толковании китайских словарей «счастье» имеет
несколько идеологический оттенок. Считается, что счастлив человек, который
трудится во благо всеобщего счастья и счастья невозможно достичь, гоняясь за
чем-то материальным.
Иероглиф «счастье» (福
«фу») занимает одно из первых мест в перечне самых популярных символов. Его
можно перевести как «достаток», «восторг», «радость», «процветание», «мир».
«Фу» — излюбленный иероглиф китайцев в канун Нового года. В преддверии
праздника каждая семья вывешивает этот символ на дверях, чтобы привлечь в дом
счастье и удачу, а наступающий год сделать самым успешным и благополучным.
Китайский символ счастья 幸福
(«синфу») состоит из двух иероглифов, которые могут
использоваться по отдельности, но при этом обозначать одно и то же. Так,
значение иероглифа 幸(xìng)
— счастливый, благополучный, в то время как знак 福
(fú) означает счастье и благополучие.
Особенный интерес представляет также символ 喜 (xǐ), который переводится на русский язык как
«радость», «веселье». Двойное начертание радостного знака превращается в
иероглиф «двойное счастье» — символ, дарующий гармонию в браке и исполнение
всех желаний, связанных с благополучным супружеством.
Более интересен иероглиф 福
(fú), который является универсальным символом,
воссоединяя в себе все составляющие счастья: радость, наслаждение,
удовольствие. Знак состоит из двух частей: левой и правой. Первая означает
алтарь, к которому люди направляются за божьим благословением, вторая часть в
свою очередь делится еще на три части: крыша, рот, поле, являясь отображением
изобилия и достатка. Под схематическим изображением крыши подразумевается дом,
рот означает человека, обитающего в этом доме, поле расценивается как источник
пропитания семьи. Именно так в долгосрочной перспективе выглядит счастье.
Иногда будет трудно, иногда – легко, но главное, как все сложится в итоге.
Считается, что именно трудности позволяют в полной мере ощутить счастье,
сопровождая его памятью о цене, которую приходится ради него заплатить. Люди
боятся потерять это чувство, а значит, осознают величие. О сущности счастья
рассуждают и многие китайские писатели и поэты. «Для
авторов счастье — это просто, они видят его в достижении цели, в занятии
любимым делом, в семье и т. д. К примеру, в произведении Чжоу Юйсуна «幸福到底是什么»
(«Что же все-таки такое счастье?») автор видит счастье не в деньгах, а в
стремлении к достижению цели. Пусть человек располагает небольшими суммами, он
вполне может добиться всего, что задумал: «купить дом и иметь в центре города
свое собственное уютное счастливое гнездышко, отправить детей учиться в хорошую
школу, чтобы в будущем они поступили в хороший институт, устроились на
достойную работу». Завершая рассказ, Чжоу Юйсун
подытоживает свои рассуждения о счастье чэнюй
(китайским идиоматическим выражением): «知足常乐»,
что означает «нужно радоваться тому, что у нас есть». Возможно, такие взгляды
заложены в китайцах их религией и философией.»
В современном Китае ощущение счастья для
населения приобретает все большую значимость, все больше и больше людей
осознают, что счастье – это высшая ценность и конечная цель всякой человеческой
деятельности.
Франция
“La vie est trop courte
pour boire du mauvais vin”
– французская
пословица, означающая «Жизнь
слишком коротка, чтобы пить плохое 00вино»
Секрет счастья
по-французски или «joie de vivre», что в переводе означает «радость жизни». Эта
концепция твердит нам об умении любить и ценить жизнь, а также собственное
самоощущение. Это целая совокупность наставлений в разных сторонах жизни,
объединяемая общей целью. Это и умение благодарить за то, что имеешь, быть
сердечным и признательным, и восхищение природой, и вера в будущее, и позитивное
отношение к жизни. Свое предпочтение в ценностях жители самой романтичной
страны мира отдают общению, видя в таком простом земном счастье больше, нежели
в материальных благах. Французы верят, что все происходит неслучайно и во всем
можно увидеть что-то хорошее. Они ищут счастье в обыденных вещах, и в этом,
пожалуй, есть смысл. А еще французское «joie de vivre» означает дарить друг
другу радость, улыбки и хорошее настроение.
Для французов
крайне важны две вещи: получать удовольствие от жизни и следовать общепринятым
нормам (режим, вежливость и пр.). А потому в своей жизни люди здесь любят
баланс, веря, что новым начинаниям нет помех в возрасте.
Жизнь здесь не
принято придавать огласке, рассказывая о ней каждому встречному, в этом
французы солидарны с нами: «Pour vivre
heureux, vivons caches» — поговорка, которая в переводе звучит так: «Чтобы
жить счастливо, живи тайно». Спокойствие для французов — превыше всего. Когда
вы отдыхаете и находитесь в компании, даже очень большой, можете быть уверены —
никто не станет включать громкую музыку, кричать под окнами и шумно себя вести.
Все стараются разговаривать тихо и соблюдать право других на покой. Очень важен
для них и уютный дом. У него всегда довольно аккуратно и убрано. Во Франции
сильно развита бюрократическая система, отчего французы имеют привычку следить
за «бумагообложением» и быстро раскладывают все по
папкам. Они любят свой дом, любят чистоту, многие любят убираться. Не
коллекционируют вещи, которые хранятся к шкафу несколько лет до «особого»
случая, а предпочитают пользоваться тем, что имеют: вещь для того, чтобы ей
пользоваться, а не чтобы пылиться на полке в ожидании повода, которого может и
не представиться.
Знаменита
Франция и своим отношением к внешнему виду. Люди здесь нередко встречают и
провожают по одежде. Для них это отражение социального статуса и мировоззрения
одновременно. Они любят одеваться «на показ», поэтому каждый выход из дома
практически приравнивают к праздничному событию.
Французы умеют работать и отдыхать и знают, как делать эти две вещи
без перегиба в одну из сторон (хотя другим нациям, в особенности американцам,
кажется, что они отдыхают слишком много). Люди здесь стараются не перегружать
себя на работе и часто делают перерывы. В августе всегда уезжают на каникулы,
из-за чего города стоят пустые, а большинство офисов закрывается. Важной чертой
Франции в отношении к повседневности является умение «ничего не делать». Если в
Америке принято всегда быть занятым, во Франции — ценят отдых и
наслаждение жизнью, даже если порой это значит плыть по течению. В свой выходной день они могут отправиться куда угодно, стоит
их только позвать. Они по-настоящему умеют проводить время с самим собой, не
испытывая от этого дискомфорта. И в этом, похоже, тоже есть маленький секрет
счастья.
Часть
французской культуры составляют совместные ужины. Непринужденное общение, при
котором избегаются слишком личные темы, — делает французов счастливее. Они
любят принимать гостей, ходить на ужины в дом к друзьям или проводить вечера в
кафе. Еще французы очень любят питомцев. А если речь идет о домашних животных,
эта любовь еще сильнее. Собак нередко берут в кафе, чтобы не оставлять их в
одиночестве дома.
Таким
образом, французы всеми возможными способами стараются привлекать в свою жизнь
счастье, для них естественно окружать себя приятным, будь это встреча с
друзьями или посиделки в кафе. Если есть возможность, соединить приятное с
полезным, значит, это надо сделать.
Сирия
«Кейфак, мабсут?»
—
вопрос при встрече: «Как ты, доволен?»
Начнем с того, что сирийский народ – это очень
древний народ, численностью которого уже превышает 23 млн человек. У них самые
различные корни: Арамеи, Бедуины, Арабы, Турки,
Черкесы, Туркмены, Ассирийцы, Армяне, Курды, Евреи, Алавиты,
Ливанцы, Дурзы и тд., и
самые разные веры. Казалось бы, их ничего не объединяет, но это совсем не так,
несмотря на все это разнообразие на протяжении тысячелетии этот народ был един,
да, у каждой национальности есть свой язык, но все могут свободно разговаривать
свободно на сирийском диалекте арабского языка, да, у каждой национальности
своя вера (на территории этой страны существует более 10 направлении Ислама и 9
разных церквей, рядом с другими религиями). Именно этим и славится Сирия, ведь
на Ближнем востоке это единственная страна с такой
разнообразии в населении. Благодаря всему этому появился так называемый
«Сирийский менталитет», которой дает нам понять точку зрения сирийцев на мир, и
как они живут. Рассмотрим подробнее понятие «счастье» для сирийцев. Счастье –
это такое понятие, которое отличается от одного человека к другому. Не
существует одно определение этого слова. Но есть вещи, которые действительно
являются «счастьем» для сирийцев.
На вопрос, что является главной национальной
чертой сирийцев, тот, кто хотя бы раз побывал в этой стране, ответит: жизнерадостность
и доброжелательность. Даже последний уборщик мусора здесь старается быть
довольным жизнью. Порой кажется, что хорошее настроение чуть ли не самоцель
сирийцев. «Кейфак, мабсут?»
(«Как ты, доволен?») — спрашивает он знакомого при встрече. Большинство
сирийцев подсознательно стремится к душевному комфорту, несмотря ни на какие
невзгоды. Возможно, отсюда происходит и определенная беспечность поведения,
некий незадачливый эгоизм. Можно, например, видеть автомашины, оставленные так,
что они чуть ли не перегораживают проезжую часть загруженной улицы, но водителю
так ближе дойти до магазина. В то же время сирийцы за рулем гораздо чаще
уступают дорогу женщине или просто прохожему (даже если тот переходит улицу,
где не положено), чем в наших городах. А иные торговцы, узнав, что у вас при
расплате не достает денег, отдадут товар и так, сказав, что деньги могут
подождать, и вы их можете принести, когда будет удобно. Для них жизнь очень
простая, никуда не торопятся, всегда опаздывают, мелочи их не раздражают и их
очень сложно разозлить – во всем это и заключается их счастье. Бытовой язык
сирийца изобилует вопросами о здоровье, настроении, детях, наполнен пожеланиями
всяческих благ. Вступительная часть разговора ежедневно видящих друг друга
местных жителей напомнила бы англичанину встречу родных братьев после
многолетней разлуки. Благополучие и счастье сирийского общества зиждется на
семье. Вся жизнь сирийца пронизана родственными отношениями. К браку относятся
как к одному из главных дел в жизни человека. Поэтому, во избежание
скоропалительных решений, общество выработало целый комплекс «защиты от
неудачи». Во-первых, решение жениться с пристрастием обсуждается родственниками
будущих супругов. Во вторых, желание жениться юноша
обязан подкрепить определенным уровнем материального достатка. Жених должен
заранее подумать о жилье для будущей семьи, преподнести невесте достойные
подарки (прежде всего золотые украшения), убедить родственников будущей супруги
в том, что у него достанет возможностей содержать семью. Как правило, молодые
люди начинают серьезно подумывать о женитьбе после 30 лет, девушки же выходят
замуж раньше, но в основном после 25 лет. Молодые, готовясь к свадьбе, отдают
себе отчет в том, что брак не проверка характеров, а событие, определяющее всю
их последующую жизнь. В последнее время сирийцы стали меньше и меньше рожать
дети, в семье более 3 лет редко увидишь, но все еще семья, дети, родственники
остались одним из главных чертах «счастья» для каждого
сирийца.
Сирийцы любят отдыхать, они так много работают, но при этом, если прогуляться по кафе, ресторанам, паркам, торговым центрам, барам и тд, то вряд ли найдешь свободное место, в основном где-то с 6 вечера и до 4-5 утра на улице слишком много народа даже в будние дни. И вопрос, ответ на который всегда всех интересовал: «откуда у людей столько денег?» Никто на него не ответит, даже сами сирийцы, ведь в стране сейчас инфляция, 14 лет была война, и все же это их не остановило и останавливать не будет. На протяжении последних лет 14 в Сирии велись военные действия, но если посмотреть на жизнь народа, то можно удивиться, ведь билеты на концерты известных звезд всегда распроданы за 4-6 месяцев до мероприятия, люди гуляют до утра так, как будто все безопасно и просто радуются жизнью. Они верят в то, что счастье есть везде и ничто не может мешать им жить. В общем, для сирийцев счастье это всё, что вокруг: семья, дети, родственники, соседи, коллеги, работа, гулянки, вечеринки, еда, здоровье. Они могут найти счастье во всем и не ищут чего-то большого, живут здесь и сейчас и всегда верят в лучшее.
Источники
информации
1. «Finding hugge»
— документальный фильм 2018 г., исследующий секрет счастья в Дании.
2. «The Little
Book of Hygge»
by Meik Wiking,
2016 г. — книга, написанная директором Института Исследования счастья в
Копенгагене.
3. «The Lagom
Life: A Swedish Way of Living» by Elisabeth Carlsson,
2017г.
4. «Living lagom:
The Swedish art of life» by Georgia Nelson, 2021г.:
https://www.wellbeing.com.au/at-home/home/living-lagom-swedish-art-of-life.html
5. Все о стиле. Лагом, Елена Узкова:
https://dress-mag.com/style/lagom/
6. «The Nordic Exceptionalism: What
Explains Why the Nordic Countries Are Constantly Among the Happiest in the
World», 2020г.
by Frank Martela (School of Business / Department of
Industrial Engineering and Management, Aalto University, Finlan),
Bent Greve (Department of Social Sciences and
Business, Roskilde University, Denmar), Bo Rothstein
(Department of Political Science, University of Gothenburg, Sweden), Juho Saari (Faculty of Social
Sciences, University of Tampere, Finlan)
7. Адыгские пословицы
8. «Этнокультурные и
аксиологические особенности языковой репрезентации концепта «насып / счастье» в
адыгской языковой картине мира», Гошнаг Шабановна Унарокова, 2015г.
9. 7 рецептов русского
счастья - Русская семерка:
https://russian7.ru/post/7-receptov-russkogo-schastya/
10. Русская формула счастья, Мария Струкова, 2018г.:
https://media.elitsy.ru/otvety/russkaja-formula-schastja/
11. «Качество русского счастья зависит от длительности
страдания» - интервью с доктором философских наук, журналистом, писателем
Гульнарой Красновой, 2024г.:
https://lenta.ru/articles/2024/01/03/russchastie/
12.
«What Is the American Dream? Examples and How to Measure It» by The
Investopedia Team, 2024 г.:
https://www.investopedia.com/terms/a/american-dream.asp
13. American Dream
Decoded: 7 Must-Know Insights:
https://civilisable.com/american-dream-must-know-insights/
14. «A Brief History of the American Dream» by
Sarah Churchwell, 2021г.:
15. Список статей Canada.by:
https://canada.by/articles/kanadczy-osobennosti-i-harakteristiki-kanadskogo-naroda
16. «Почему канадцы так счастливы?» Коди Баттерсхилл 2013г.:
17. «12 слов, помогающих понять филиппинскую культуру», Екатерина Бакланова, 2020г.:
https://arzamas.academy/mag/795-philippines
18. «16 Filipino Culture
and Values To Know and Love» by Everything Zany Travel
Blog, 2023г.:
https://everythingzany.com/filipino-culture-and-values/
19. «Happiness in
Philippines: The 2nd Happiest Country in SEA» by Roman Russo: Author of Optimal
Happiness, 2023г.:
https://optimalhappiness.com/happiness-in-philippines/
20. «Атлас счастья
[Уникальные рецепты счастья со всего света]», Расселл Хелен, 2019г.
21. «Японская философия ваби-саби:
как стать счастливым, вообще не напрягаясь?» Екатерина Салеева,
Станислав Самбурский, 2023г.:
22. «Как ваби-саби проник в нашу жизнь», Василиса Кирилочкина, 2019г.:
https://theblueprint.ru/culture/trends/wabi-sabi?ysclid=m4trdhss8x651280248
23. «Что же люди разных
стран и культур понимают под счастьем?», Коротаев
А.В., Халтурина Д.А., 2009г. :
https://psy.jofo.me/344050.html
24. «Saudade как константа португальской
культуры», О.А. Сапрыкина, 2008г.:
https://textarchive.ru/c-1230218-p9.html
25. «11 слов, помогающих понять культуру Португалии», Анастасия Кутькова, 2024г.:
https://arzamas.academy/mag/1294-luso
26. «Счастье по-индийски», Кочина Виктория Евгеньевна 2019г.:
https://www.b17.ru/article/158357/
27. «Почему мне хорошо в Индии», Морозов Роман 2014г.:
https://morozovr.livejournal.com/2286.html?
28. «Концепт
«счастье» в понимании русских и китайцев. Отличительные черты», А. А. Козлов,
У. В. Хоречко. 2015г.:
https://moluch.ru/archive/90/19151/
29. «Иероглиф "счастье": как выглядит и какое значение имеет. Где лучше размещать изображение иероглифа "счастье"?», Инесса, 2014г.:
https://fb.ru/article/139253/ieroglif-schaste-kak-vyiglyadit-i-kakoe-znachenie-imeet gde-luchshe-razmeschat-izobrajenie-ieroglifa-schaste
30. «Представление о счастье в русских и китайских пословицах», Чжоу Сяофань, 2020г.:
https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/VKR/3639.pdf
31. «Как выглядит
счастье по-французски: 10 секретов счастливой жизни», Наталья Грицкевич, 2022г.:
https://royalcheese.ru/education/kak-vyglyadit-schaste-po-franczuzski-10-sekretov-schastlivoj-zhizni/?ysclid=m4zsqxjzui706394046
32. «Франция.
Все радости жизни», Волохова Анна
Александровка 2014г.:
https://pub.wikireading.ru/84469
33. Стас Омар, студент 2ПМ, 2023г. набора