16 июня 2025

Иерархия в обществе

Иерархия в обществе

Автор: студент
исторического факультета
Адыгейского государственного
университета
Блиско Сергей

 

Содержание:

1. Российская Федерация

2. Республика Адыгея

3. Китай

4. Япония

5. Южная Корея

6. США

7. Великобритания

8. Бразилия

9. ЮАР

10. Индия

**Источники**

1. Российская Федерация

Picture background

За все свое короткое существование Российская Федерация пережила немало изменений. Среди них были и существенные. Будучи в составе Советского союза, Россия была социалистическим государством с плановой экономикой. Однако в 1991 году после распада Союза Советских Социалистических республик, в уже тогда в Российскую Федерацию пришел капиталистический строй и демократическая форма правления. Стали появляться новые возможности, а также и новые проблемы. Это все не могло не повлиять на общественное самосознание, а также на его дальнейший путь развития.

Так как Россия преимущественно капиталистическая страна, то в первую очередь на социальную стратификацию влияет уровень богатства той или иной группы. По этому признаку общество, как и во многих других странах, делится на четыре слоя: элита, верхний, средний и массовый слои.

Элита и немногочисленный верхний слой составляет всего 0,5 % и 6 % от населения России. Однако в них сосредоточена большая часть ресурсов, а также богатств.

Другой стратификационной единицей является средний слой. Он составляет около 21 % от всего российского общества. У среднего слоя своя система ценностей, среди которых главная — свобода. В то же время средний слой — это слой патриотических государственных деятелей, которые выступают за глобальное влияние России, за сильную центральную власть и сильную армию. Именно эта группа людей с достаточным доходом больше всего нуждалась в демократии для поддержания своего благосостояния и защиты прав собственности. Средний слой также был наиболее динамично развивающейся социальной прослойкой. И его вклад в экономику страны значительно превысил вес самого слой среди всего населения. Условно — средний слой назван так с тем, чтобы отличить его от более однородного благополучного высшего слой развитых обществ. В отличие от «цивилизованных» западных обществ, российское пока заметно пестрит представителями разного уровня жизни — от удовлетворительного до относительно высокого. Исследователи отмечают, что состав среднего российского класса неоднороден. Здесь избирается как фактор оценки степень обеспеченности. Одна часть среднего класса имеют возможность все более повышать свое благосостояние, приобретают собственность, и постепенно обретают необходимую независимость.

Массовый слой (72 %) был очень разнородным и включал представителей различных социальных групп. Сюда входят и интеллигенты, и рабочие, и студенческая молодежь, и пенсионеры.  Однако существует более глубокая стратификация российского общества. Каждый из классов разбивается на еще более мелкие структуры.

«Новая русская буржуазия» («Новые русские») существенно отличается от буржуазии других стран способами получения капитала. Если в Европе и других странах капитал формировался поколениями предпринимательской активности, то «новые россияне» получали его, разделяя в одночасье государство, находящееся в государственной собственности. Организаторы грабежа — либеральная интеллигенция — критиковали диктатуру пролетариата, который, по их мнению, выполнял задачу «отобрать и разделить» имущество помещиков и капиталистов, фактически отобрал и разделил между их представителями имущество, созданное трудами двух поколений советского народа. Как писал американский советник Д. Сакс «российское руководство считало, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, закачивая как можно больше денег в их карманы».

В состав руководства сформированных холдингов, акционерных обществ и других производственных объединений вошли представители высших органов государственного аппарата и силовых структур. Это придало новой буржуазии «олигархическо-бюрократический» характер. Значительная часть нового буржуазного слой состояла из бывших директоров государственных фабрик, совхозов и колхозов, получавших большую долю своих предприятий. Это владельцы крупных нефтегазовых компаний, металлургических предприятий, естественных монополий, крупных банков.

Представителями среднего слоя являются предприниматели. Социальным слоем, который определял вектор экономического развития страны, являлись представители бизнеса. Российский бизнесмен — это типичный представитель среднего слоя общества. Средний возраст 38–40 лет. К предпринимательской деятельности их подвигало желание разбогатеть и жить в соответствии со своим представлением о счастье.

Представители интеллигенции быстрее и сознательнее других адаптировались к рыночным условиям, значительная ее часть была средним классом, хотя и многими (некоторыми учеными и преподавателями, врачами и др.) значительно потеряли в 90-е годы. Интеллигенция преимущественно придерживается либерально-консервативных взглядов на общество, государство и экономика. Она считает необходимым учитывать национально-культурные особенности России и в то же время очень восприимчива к позитивному зарубежному демократическому опыту.

Рабочие. В советском обществе он был официальным совокупным владельцем государственных производительных сил, находящихся в общественной собственности. В современном буржуазном русском обществе он превратился в пролетариат, как и в других капиталистических странах, и в Российской Империи до 1917 года. Основными группами рабочего класса являются: промышленные рабочие, работники добывающих отраслей, работники электроэнергетики, транспортники, строители, работники торговли и сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства. Общее количество составляет около 37 %.

 Транспортники, работники энергетических систем и жилищно-коммунального хозяйства, сумевшие парализовать городскую жизнь акциями протеста, сохранили свое значение и повысили свою роль в общественной жизни. Они получают повышенную заработную плату и социальные льготы.

Сельское население. Рыночные реформы в стране к тому времени не дали ощутимых результатов. В силу различных факторов сельчане медленнее интегрировались в новую экономическую реальность.

 Молодежь. Она намного быстрее сверстников советской эпохи, выросла и встала на ноги. Россия сохранила статус одной из образованных наций, а количество студентов университета непрерывно росло. Меняется структура занятости молодежи. Она все больше страдала от интеллектуального или квалифицированного труда в городе.

Социальная структура современного российского общества меняется и продолжает меняться. Процесс социального расслоения нашего общества не закончен. Общество находится на стадии формирования социальных групп. Достаточно сложно стратифицировать современное общество, поэтому появляются такие формулировки, как «условно средний» класс. Развитие среднего класса, доминирование его в обществе — это залог стабильности и постепенного оздоровления экономической и социальной ситуации в стране.

 

2. Республика Адыгея

Picture background

 

В XVIII — первой половине XIX вв. в Черкесии существовали вполне зрелые феодальные институты при сохранении пережитков более архаичных форм общественных отношений. В зависимости от путей социального развития у адыгов оформилось два типа феодальных обществ. Один тип характерен для кабардинцев, темиргоевцев, бжедугов, бесленеевцев и других более мелких адыгских субэтнических групп, известных в источниках как «аристократические». К другой группе субэтносов относят шапсугов, абадзехов и натухайцев, имевшие «демократическое» общественное устройство.

У «аристократических» субэтносов Черкесии верховными собственниками земли считалось сословие высших феодалов, которых адыги именовали «пщи». В русскоязычной литературе они именуются князьями. Они могли по своему усмотрению распоряжаться землей, в том числе жаловать земельные участки вассалам за службу. Князья передавали свои владения и титул законнорожденным наследникам по мужской линии.

При этом неограниченные права собственности адыгских князей не противоречили существованию крестьянской соседской общины. Напротив, князья сами являлись членами общины и всячески поддерживали эту старинную организацию, позволявшую получать от крестьян различные формы феодальной ренты.

В отличие от «аристократических» субэтносов, у которых сложилась крупная княжеская земельная собственность, у горных адыгов выработался иной тип землевладения. У шапсугов, абадзехов и натухайцев полностью отсутствовала княжеская власть, что обеспечивало еще большую устойчивость общинных порядков. Крестьяне произвольно занимали участки, постепенно превращаясь в мелких собственников земли. Наряду с ними у «демократических» субэтносов Черкесии владельцами земли являлись дворяне. Часть земельных угодий продолжала оставаться под коллективным управлением всей общины.

Таким образом, у адыгов сосуществовали княжеская, дворянская и крестьянская формы феодальной земельной собственности. Некоторую роль продолжало играть общинное землевладение.

Характер земельных отношений определял иерархию сословно-классовой структуры адыгского общества. Господствующий класс «аристократических» субэтносов состоял из князей, султанов-хануко, дворянства трех степеней и служителей мусульманского культа. У горных «демократических» обществ Черкесии отсутствовало княжеское сословие, и дворянская иерархия выглядела проще.

На вершине феодальной лестницы адыгского общества находились князья. Князь обладал не только широкими правами собственности на землю, но и считался владельцем определенной территории и селений, находившихся на ней. Князья обладали правом созывать съезды, играть на них главенствующую роль, объявлять войну и командовать войском, вершить суд и расправу над подданными.

Для адыгского лидера знатного происхождения предполагалась высокая семиотичность поведения буквально на каждом шагу. Уважаемый и авторитетный адыгский князь был прежде всего харизматический военным лидером, окруженный ореолом славы и почета. Его господство было основано на личной преданности тех, кто подчинялся ему не только и не столько в силу обычая, а потому что в него верили. Автор начала XVIII в. И.Г.Гербер отмечал, что князья у адыгов «приобретают уважение скорее личными заслугами, чем княжеским достоинством» . Достаточно красноречиво иллюстрирует эти представления адыгов старинная кабардинская поговорка: «Пщыгъэ къэзыхьыр джатэщ» («Звание и место князя приносит меч»). Иначе говоря, авторитет и власть в адыгском обществе князь подтверждал с оружием в руках на поле битвы.

Привилегированное положение в обществе занимали также султаны-хануко и дворяне первого разряда. Султаны являлись принцами из дома крымских Гиреев и, как правило, происходили от браков крымских ханов со знатными адыгскими женщинами. Многие иностранные наблюдатели отмечали, что эти султаны-Гиреи, находившиеся в Черкесии в довольно большом количестве, жили здесь только как частные лица, не принимая никакого участия в управлении страной. Лишь когда им удавалось приобрести своими личными качествами множество связей и приверженцев, они могли претендовать на влияние в черкесском обществе.

Статус Гиреев и особенности их социального положения в адыгском обществе вполне определенно обозначены автором «Этнографического очерка черкесского народа» К. Сталем: «Крымские ханы…постоянно стремились утвердить свое влияние в горах… Черкесам присылали взрослых своих сыновей жить и следить за черкесами. И что же вышло? Ханские дети поселились между черкесскими домами, очеркесились, были черкесами уважаемы за происхождение. Но, несмотря на связи с Крымом, несмотря на родство с черкесскими князьями, ни один из этих хануко не составил себе ни малейшего владения, не получил нигде (кроме как личными качествами) влияния на судьбу общества, в котором он жил. Везде местный черкесский князь больше значил, чем хануко» . Адыги в старину говорили: «Хъанхэ ящыщщ жыпIэу хуэмыфащэ пщIэу хумыщI» (Говоря, он из [сословия] ханов, незаслуженным почетом не окружай).

Наиболее известными представителями этого сословия являлись адыгские просветители XIX века — Хан-Гирей, Казы-Гирей, Адиль-Гирей, Крым-Гирей и другие.

Третьим владетельным сословием у адыгов, обладавшим правом на землю, вассалов и подданных, выступали тлекотлеши и деженуго — дворяне первой степени. У темиргоевцев, кабардинцев, бжедугов и других «аристократических» субэтносов они находились в зависимости от князей, получая от последних уорк-тын (дар дворянину) — плату за службу. Обычно уорк-тын включал 15 частей, в том числе семейство крестьян или рабов, 500 или более овец, участок земли, металлические изделия и другие ценные вещи. Кроме того, взаимоотношения внутри феодальной элиты регулировалось кодексом дворянского права «уорк хабзэ». Он определял признание за князем прав сюзерена, а за тлекотлешами и деженуго - статуса вассалов, добровольно исполняющих свой долг- верно служить князю.

Обязанности дворян первой степени по отношению к князю сводились к участию с собственными отрядами в военных походах князя, сопровождению князя во время его поездок по владению, организации торжеств по случаю его женитьбы. Сами тлекотлеши и деженуго пользовались большим влиянием в обществе.

Положение дворян первого разряда у «демократических» субэтносов было еще более прочным, поскольку они не зависели от князя и были полновластными хозяевами в своих владениях. Правда, политические права шапсугских, абадзехских и натухайских тлекотлешей были сильно урезаны.

Дворяне второй степени у адыгов назывались беслен-уорками или пши-уорками. Они пополнялись за счет низших слоев черкесского дворянства и выходцев от соседних народов. Находясь на службе у пши, дворяне второго разряда получали от них уорк-тын, состоявший из оружия и серебряных вещей. Иногда беслен-уорки обзаводились земельной собственностью на поместном праве и подданными. Обычно они жили в аулах своих сюзеренов. В мирное время беслен-уорки дежурили на усадьбе князя, стоя у дверей кунацкой (гостевого помещения). Они обязаны были принимать и угощать княжеских гостей. В походах они являлись ближайшими боевыми товарищами князей.

Низшую третью категорию адыгского дворянства составляли уорки-шаотлугусы. В отличие от беслен-уорков, уорки-шаотлугусы служили тлекотлешам или деженуго. Они выполняли обязанности оруженосцев и личных слуг, седлали и подводили коней, находились в карауле и следили за военной добычей.

Положение, близкое к дворянам третьей категории занимало сословие пшекеу. Пшекеу выступали в роли телохранителей князя и пополнялись за счет крестьян-вольноотпущенников.

 К господствующему классу принадлежали также служители мусульманского культа — эфенди, кадии, муллы, муэдзины. Адыгское духовенство отличалось воинственностью и независимостью. Источником его существования выступали налоги с крестьян и плата за совершение мусульманских обрядов.

В целом черкесская аристократия представляла собой сословие военной элиты, подобно европейским феодалам классического средневековья. Лишь неотступное следование жестким правилам сословной этики («оркъыгъэ» – «оркство»), предписывавшей максимальное напряжение духовных и физических сил и строжайшее соблюдение рыцарского этикета в качестве нормы жизни, открывало путь к успеху в понимании средневековых адыгов. Богатство, щедрость и приобретенная на поле брани слава храбрых и удачливых воинов упрочивали власть знати над зависимым населением, которое подвергалось разным формам феодальной эксплуатации.

Основную массу производительного населения Черкесии составляли свободные крестьяне — тфокотли. У «аристократических» субэтносов, а также во владениях дворян «демократических» обществ тфокотли выступали как феодально-зависимое сословие. Их личная свобода сочеталась с поземельной и политической зависимостью владельцу-покровителю. Основной формой их эксплуатации служила натуральная рента, сводившаяся к даче определенного количества скота при разделе имущества владельца наследниками, пары волов при выходе дочери феодала замуж, части урожая проса, одного ягненка ежегодно от семьи, занимающейся овцеводством. Тфокотли выполняли и отработочные повинности.

Согласно обычному праву для полевых работ, сенокоса, рубки и вывоза леса привлекали свободных крестьян из подвластных селений. При этом крестьяне трудились на собственных волах со своими орудиями, получая от владельца пропитание.

Большинство тфокотлей «демократических» адыгских обществ являлось самостоятельными домохозяевами. Они проживали отдельно от знати и сами использовали труд рабов и крепостных.

Второй разряд свободного крестьянства составляли вольноотпущенники-азаты. Широкая практика отпуска крепостных крестьян на волю — одна из характерных особенностей адыгского феодализма. Азаты являлись феодально-зависимой категорией крестьянства. Обладая личной свободой, они не могли уходить от владельца. Они платили натуральный оброк, несли воинскую повинность. В плане политических прав азаты приравнивались к тфокотлям, но в общественных делах они играли меньшую роль.

Крепостное крестьянство в адыгском обществе делилось на две категории: пшитли и оги. Они различались по положению, отношению к земле, формам и уровню феодальной эксплуатации. Пшитли работали на господской земле, являясь барщинными крестьянами. Собранный пшитлями урожай делился в равных долях с владельцем. Кроме того, пшитли косил сено на владельческом поле, выполняли домашние повинности — строил дома и хозяйственные помещения, прислуживал в доме господина. В середине XIX столетия пшитли несли также и денежные повинности.

В отличие от пшитлей, оги имели право получать собственные наделы земли из общинного фонда и владеть личным хозяйством. Но будучи несвободными, они обязывались отбывать натуральные повинности, то есть были оброчными крестьянами.

На низшей ступени социальной лестницы находились унауты — домашние рабы. Источниками пополнения этого разряда являлись плен, покупка, реже наказание за преступление. Никакой собственности унауты не имели. Они жили во дворе владельца, получая от него пропитание. Весь труд рабов принадлежал хозяевам, имевшим неограниченное право продажи унаутов.

В XVIII — первой половине XIX в. Черкесия распадалась на ряд самостоятельных политических образований. У «аристократических» субэтносов князья, обладая реальной властью, определяли решения народных собраний.

Организация власти у шапсугов, абадзехов и натухайцев носила ярко выраженный демократический характер. В горных адыгских обществах были сильны позиции народных собраний «хасэ». На них решались важные вопросы общественно-политической жизни. Обычно собрания проходили в торжественной обстановке с учетом строгого соблюдения старинных обычаев. Собрания начинались вечером и продолжались до глубокой ночи. Старейшины-судьи занимали середину круга, усевшись на землю. Остальные окружали их на некотором расстоянии. Первыми всегда говорили старшие и почитаемые мужчины. Молодежь высказывалась последней. Решение принималось по большинству голосов и тотчас приобретало силу закона. В народных собраниях участвовало все свободное мужское население. Крепостные, рабы, женщины и дети не допускалось на народные собрания.

Все стороны жизни черкесского общества регулировалась посредством старинного неписаного правового кодекса «Адыгэ хабзэ». В основе «Адыгэ хабзэ» лежали старинные обычаи, которые в новых исторических условиях наполнились классовым содержанием.

Обычное право предусматривало различные меры наказаний в зависимости от характера совершенного правонарушения. Практиковались денежные штрафы, взимание имущественного вознаграждения. За самые серьезные проступки изгоняли из общества. Последний вид наказания считался самым тяжелым, ибо изгнанник лишался всякой правовой защиты. В судебной практике так же использовались нормы шариата – мусульманского права, однако шариат имел меньшее распространение.

Как уже отмечалось, политическая разобщенность адыгов препятствовала их борьбе с внешними врагами, хотя и предпринимались попытки политического объединения Черкесии. В XVIII в. для введения союзных порядков созывалось четыре собрания общеадыгского значения. В 1822 г. на союзном собрании «хауо-хясь» было принято постановление ввести суд шариата. Но далее этого дело объединения не продвинулось.

В 40-х гг. XIX в. усилия по государственному объединению адыгов под идеологическим знаменем воинствующего течения ислама - мюридизма предпринимались наибом Шамиля Мухаммед-Амином.

Наконец, в 1861 году шапсуги, абадзехи и убыхи учредили совет и образовали государство с присущей ему административной системой – так называемый Сочинский меджлис. Своим главное предназначением члены Сочинского меджлиса считали координацию усилий адыгов в борьбе с колониальной политикой Российской империи. Однако этому государственному образованию не суждено было просуществовать долго. Созданное на последнем этапе Кавказской войны, оно не сумело воспрепятствовать завоеванию своей территории Российской империей. Объединение состоялось слишком поздно, и время для концентрации сил было безвозвратно упущено.

 

3. Китай

Picture background

 

Характеристики Китая как современного государства

Китай (Китайская Народная Республика, КНР) – это современное государство, которое находится в юго-восточной части евразийского континента. В течение долгого времени Китай называют одной из величайших и ведущих мировых держав, которая сочетает в себе мировую цивилизацию, исторические ценности и высокие технологии, которые распространяются по всему миру.

На данный момент Китай признан самой населенной страной в мире. По итогам всекитайской переписи, которая была проведена в 2000 году, население страны составило более 1 миллиарда и 200 миллионов человек, и оно постоянно растет. Население включает в себя 56 национальностей, среди которых 90% населения китайской национальности (хань, ханьцы). При этом стоит отметить, что городского населения в 2 раза меньше, чем сельского (36% городского и 64% сельского).

Исследователи отмечают, что положение Китайской Народной Республики в плане экономического и географического положения весьма выгодно. Китай расположился вдоль тихоокеанского побережья, имеет доступ к морю даже в самых отдаленных уголках страны (через реку Янцзы). Возник Китай еще в 14 веке до нашей эры, что делает его одним из древнейших государств мира со своей сложной и невероятно интересной историей. Китайская республика образовалась в 1912 году, а в 1949 году, после некоторых военно-политических событий (1945 год – разгром с помощью войск Советского Союза японских захватчиков) провозглашена Китайская Народная Республика.

Социальная структура китайского общества

Безусловно, с момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году произошло большое количество изменений в социальной структуре китайского общества. Изначально социальная структура Китая имела пирамидальную форму. В основе лежало большое количество крестьянского населения, а остальные классы в совокупности составляли всего лишь 12% населения. Данная социальная структура указывает на тот факт, что Китайская Народная Республика имеет достаточно слабое развитие в своей национальной индустрии, и при этом доминирует мелкое крестьянское хозяйство.

Но в период с 1985 по 1991 год в Китае на смену пирамидальной модели социальной структуры приходит новая стратификационная структура. Теперь в обществе появляются совершенно новые социальные слои, происходит разрыв в уровне доходов между ними. Достаточно большой социальный сдвиг произошел после того, как со стороны государства произвели некоторые изменения. Например, изменение в административной системе и последующая пожизненная приписка к месту жительства. Также выходит новый закон о трудовом контракте, который изменил положение руководства предприятий и рабочих. Теперь руководители получили гораздо больше прав и полномочий, чем ранее, а рабочие стали наемными, получая заработную плату за свою трудовую деятельность.

В результате многолетних изменений в китайском обществе сложилось целых десять социальных страт, отличных по конкретным признакам и обладающих своими уникальными чертами. Сюда входят следующие страты:

1.              Общественные руководители и государственные служащие на руководящих должностях;

2.              Управленческие работники, которые обладают определенными полномочиями, властью, но при этом сами подчиняются вышестоящим органам и руководителям;

3.              Частные предприниматели, которые занимаются определенной деятельностью для производства и дальнейшего распределения товаров и услуг;

4.              Специалисты и технический персонал, который занимается в информационных технологиях и близкой к данной сфере деятельности;

5.              Конторские служащие, офисные работники, так называемые «воротнички»;

6.              Индивидуальные промышленники и торговцы, которые производят товары и услуги для собственного производства и для продажи более широким слоям населения;

7.              Работники торговли и обслуживания (кассиры, продавцы, официанты и прочие);

8.              Производственные рабочие в производственной сфере;

9.              Работники сельского хозяйства (крестьяне, которые составляют практически 90% от всего населения);

10.          Незанятые, безработные или полубезработные граждане, которые проживают в деревнях и городах.

Особенности современной стратификации Китая

Как мы уже отметили, современное население Китая подразделяется на десять ключевых страт. Чуть более 40% составляют работники сельского хозяйства, а также крестьяне, которые являются потомками крестьян, которые составляли основную часть всего населения страны.

Но интересен и состав других страт, чья численность гораздо меньше крестьянской. В первую страту входят правительственные руководители, партийные организаторы и работники. В их руках сохраняется вся власть, которой они пользуются для достижения определенных целей, а также для улучшения жизни населения. Социальная политика в Китае определяет эту страту как высочайшую во всей структуре, как основу рыночных отношений и социальной экономики.

Остальные страты формируются благодаря управляющим высшего и среднего звеньев, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также заняты в промышленной сфере. Это могут быть бывшие кадровые работники государственных предприятий, а также основатели или бывшие владельцы крупнейших корпораций и организаций, которые действуют в Китае и за его пределами. Частные предприниматели занимают еще одну страту в социальной системе. Они получают основную прибыль от капиталовложений, за счет чего могут существовать и осуществлять свою деятельность. Очень важно, что их деятельность поддерживается со стороны государства, тем самым получая дополнительное финансирование.

Как мы можем отметить, большую роль в стратификационной структуре играют руководящие должности, поскольку именно от них и их решений зависит деятельность в иных сферах социальной, политической, экономической и культурной жизни китайского народа. Важную роль также играют представители среднего слоя, служащих на государственных предприятиях.

 

4. Япония

Picture background

 

 Япония — страна уникального формата. Других стран всегда привлекало интерес к её истории и культуре по наблюдению общественности.

Социальная структура является цепочкой элементом в системе жизни общество. Структура социального общества разделяет на группы, слои и классы. При этом указывают положение разных людей в этой структуре. В Японии структура социального общества берет начала за сословную систему называемой си-но-ко-сё, которую установили еще при Токугава. Си-но-ко-сё означает си — военное сословие, но — крестьянство, ко — ремесленичество, сё — торговля.

 На самой главе горы структуры находился император. Император (тэнно) является вершиной всего, у которого была власть и функции. За императором следовал — кугэ, они получали содержание непосредственно от сёгуна. После занимали — букэ (самураи). Самураи обладали огромным количеством привилегий, а отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Букэ делились на князей (даймё) и буси. Князи владели частными землями. В свою очередь буси — это рядовые самураи, не имевшие земельных владений. Были также священники и монахи, которые не входили в официальную структуру сословия, но имевшие высший статус чем ремесленники, торговцы и крестьяне.

 В современном мире эксперты разделяют структуру общества на множество слоев. Такие как: высший, средний, нижний и самый нижний. Высший слой — это хозяева денег, распределители по системе материальных и не материальных ресурсов.

Средний слой – те, кто умеют управлять эмоциями, кто сохранил традиционную специальность и постоянную профессиональную работу. Перечислим по специализации: рабочие сферы торговли и обслуживания, а также программисты; операторы, журналисты, инженеры, работники органов социального обеспечения, коммивояжеры, работники страховых компаний и т. д.

Нижний слой – в их числе (мойщики, курьеры, таксисты и др.), ранее работавшие как (бывшие работники, кассиры, водители). Также входят работники автостоянок, парков, скоростных дорог, уборщики и др.

Самый нижний слой – получатели пособий, обычно не работают.

Различия этих слоев не только в квалификации, а в жизненных интересах. Дифференциация и расслоение не являются естественными процессами. Процессы собой представляет результат осуществления продуманной стратегии консервативных политических и экономических кругов.

В данное время эксперты обращают внимание на формирование в современном обществе, расколотого на имущих и неимущих, но или возможно сейчас большинство относиться к «среднему классу». Черта японской экономики лежит в образовании крупных корпорации. Компании основываются на сотрудничестве, что создает кооперативный капитализм.

Владельцы компании создают и держат стремление постоянно развиваться. Постоянное стремление зависит от метода, которую они используют. Владельцы хорошо знают, если они использовали обычные методы, то могли бы и проиграть. Постепенно в обществе разрушается договоренность и образуются факторы меняющую жизнь. Быстро повышается курс денег, растет процентность цен на землю, разрушается социальная договоренность, достигнутая в годы высоких скачков экономического роста.

Многих стран мира привлекает в последние годы социальное неравенство. Исследование 2011г. ОЭСР «Мы остаёмся разделёнными: почему неравенство продолжает расти» (Divided We Stand: Why Inequality Keeps Rising) выводит тенденции изменения фактической суммы дохода 10 % лиц с самым высоким и 10 % лиц с самым низким уровнем дохода с учётом коррекции по масштабу домохозяйств и уровню цен, за 20-летний период, начиная с 1980 г. Уровень дохода в нижних слоёв населения высок, за исключением Японии, демонстрирующей сокращение в среднем на 0,5 % год. Это свидетельствует об ухудшении ситуации бедных слоёв японского населения. Распределение доходов как зеркало прогрессирующего социального неравенства

 

5.Южная Корея

Picture background

 

Корпоративная культура Южной Кореи является свидетельством взаимодействия традиций и современности, причудливо переплетенных с иерархической структурой, глубоко укоренившейся в конфуцианских идеалах. Влияние конфуцианства исторически сформировало социальную иерархию, подчеркивая уважение к власти и старшинству, тем самым очерчивая сложную структуру взаимодействия на рабочем месте и стили общения в корейских компаниях.

Уникальная культурная структура Южной Кореи, основанная на конфуцианских ценностях, увековечила социальный ландшафт, отмеченный глубоким почтением к иерархическим структурам. Приверженность формальным речевым образцам вместе с тщательно продуманными обращениями к сотрудникам, отражает глубоко укоренившийся иерархический порядок, преобладающий на рабочих местах, когда люди ориентируются в сложной социальной динамике, продиктованной рангом и статусом.

Эта статья посвящена исследованию многогранной социальной иерархии, укоренившейся в южнокорейских компаниях, историческим корням конфуцианских влияний и их повсеместному влиянию на взаимодействие на рабочем месте. Его цель – осветить нюансы иерархической структуры, тщательное использование почетных званий в речи и культурные установки, формирующие корпоративный ландшафт в Южной Корее.

Однако на этом культурном фоне в последние годы наблюдается заметный отход от традиционных норм, когда сотрудники корейских компаний все чаще используют английские имена. Этот переход от корейских названий к английским отражает растущее стремление к глобальной интеграции и конкурентоспособности на международной арене. Таким образом, данное исследование направлено на изучение мотивов, движущих этим изменением, влияния принятия английских названий на динамику рабочих мест и потенциальных последствий для будущего южнокорейских компаний.

Цель статьи – исследовать и проанализировать особенности и динамику смены политики, пролив свет на сложности и потенциальные последствия введения английских имен для обращения в южнокорейских компаниях. Исследование направлено на изучение перспектив компаний, принимающих это изменение, оценивая, как оно влияет на динамику компании, взаимоотношения с сотрудниками и положение страны на мировой экономической арене.

Благодаря всестороннему анализу, сочетающему культурную, социологическую и экономическую перспективы, это исследование призвано дать ценную информацию о развивающейся корпоративной культуре в Южной Корее, предлагая взглянуть на путь преобразований, на который вступают корейские компании, соблюдая хрупкий баланс между традициями и глобализацией.

Результаты исследования

Социальная иерархия Кореи основана на многовековых конфуцианских идеалах, которые подчеркивают уважение к власти, почтение к старшим и важность гармонии в социальных взаимодействиях. Эта иерархическая структура, глубоко укоренившаяся в корейском обществе, распространяется и на корпоративную культуру страны. Влияние конфуцианства установило четкую цепочку подчинения и укрепило концепцию сыновней почтительности, сформировав рабочие взаимоотношения таким образом, чтобы приоритет отдавался авторитету и соблюдению старшинства.

Иерархическая структура в корейских компаниях проявляется в пирамидальной структуре, где полномочия по принятию решений в основном принадлежат лицам более высокой должности. В социальном плане глубоко укоренилась в обществе в целом и отражает конфуцианские принципы, формирующие различные аспект и в сфере работы. Мы выделили несколько особенностей.

Корейские компании, как правило, имеют строгую иерархическую структуру, где полномочия и принятие решений передаются сверху вниз. Уважение к старшинству имеет решающее значение, а возраст и срок пребывания в должности часто определяют положение и влияние человека в компании или иной организации.

Соответственно, трудовой стаж также имеет большое значение. От младших сотрудников ожидается беспрекословное проявление почтения к старшим по должности, часто выражаемое использованием соответственных языковых элементов, поведением и способами взаимодействия.

Для работников должности и обращение имеют немалый вес и определяют роль и авторитет человека в компании или организации, поэтому правильное обращение к коллегам с соответствующими им и предписанными по должности регалиями является частью поддержания рабочей иерархии.

Соблюдение гармоничности подобной структуры часто приводит и к увеличению продолжительности рабочего дня, поскольку младшие могут чувствовать себя обязанными задерживаться допоздна, чтобы продемонстрировать преданность делу и уважение к старшим.

Общение между коллегами, как правило, косвенное и формальное, особенно при обращении к начальству. Принято использовать почетные звания и вежливые выражения, чтобы выразить уважение. В южнокорейской корпоративной культуре использование почтительных обращений и вежливого языка является фундаментальным аспектом межличностного общения, разграничивающим иерархические структуры и способствующим уважению на рабочем месте. Использование обращений, используя уважительный стиль речи (존대말), также глубоко укоренилось в общественных нормах, отражая конфуцианские ценности уважения к старшинству. Вежливость и формальности в языке служат сложными социальными сигналами, помогающими ориентироваться в сложной иерархии, распространенной в корейских компаниях.

Иерархическая структура внутри корейских компаний отражена в использовании языка, где сотрудники обращаются к своим начальникам и коллегам более высокой должноси с определенным обращением и добавлением «-ним» () к должности или имени человека. Например, обращение к менеджеру (매니저님) или руководителю отдела (부장님) означает уважение и признание более высокой должности в общей иерархии. Эта форма обращения выходит за рамки простого устного взаимодействия, проникая также в письменное общение, электронные письма, где почтительные обращения последовательно применяются для поддержания приличия и признания соответствующего порядка.

В повседневных взаимодействиях на рабочем месте использование почетных званий и вежливой лексики очевидно. Например, во время собраний команды младшие сотрудники могут обращаться к старшим по должности, выражая свое мнение или добиваясь чьего-либо одобрения. Аналогичным образом, при просьбах или предоставлении обратной связи сотрудники постоянно используют вежливые формы речи, чтобы проявить почтение и поддерживать гармоничные отношения внутри иерархической структуры.

Соблюдение правил чести и вежливого обращения является неотъемлемой частью корейской корпоративной культуры, способствуя формированию культуры уважения, почтительности и гармонии на рабочем месте. Нюансы, заложенные в использовании языка, отражают и усиливают иерархическую структуру, подчеркивая важность лингвистических элементов в поддержании профессиональных отношений в корейских компаниях.

Хоть традиционные иерархические структуры остаются преобладающими, особенно в старых и крупных чеболях, в высших кругах управления и таких компаний происходят постоянные сдвиги в сторону более плоской иерархии или же «горизонтальной социальной иерархии».

Внедрение английских названий на корейских рабочих местах является символом глобализации страны и растущего участия в мировой экономике. Первоначально английские имена часто использовались в целях международной коммуникации, облегчая взаимодействие с иностранными партнерами и клиентами. Со временем эта практика вышла за рамки простой функциональности, став символом современного подхода к делу.

В Южной Корее впервые такая тенденция на использование английских имен начала распространяться на “CJ CheilJedang” и “Lotte Wellfood” с конца 2022 года. Мотивация их плавного перехода к такому подходу состоит в комфортной для сотрудников иерархической корпоративной культуре и общению с сотрудниками, хотя в большинстве компаний подобный подход все еще находится на начальной стадии.

По мнению Шин Джиен, профессора кафедры корейского языка и литературы университета Коре в корейском языке очень важно правильно обратиться к другому человеку, так как в подобной обстановке нельзя использовать местоимение «ты» или же «вы», не выказывая уважение.

Компания “Kakao” начала активно пытаться внедрить подобную систему с 2010-х, поощряя сотрудников обращаться к коллегам по английскому имени, включая руководителей и директоров [6]. Сотрудники также не используют названия должностей, такие как “CEO”, «директор» или «управляющий» после фамилии, которая распространена в разговорном корейском языке. Вместо этого они используют только английское имя, так как для них становится все легче обмениваться мыслями с коллегами по работе.

Конгломераты также начали поощрять сотрудников использовать английские имена, причем руководители компаний начали брать на себя инициативную роль. Например, Шин Джандже, председатель “Kyobo Life Insurance”, третьей по величине страховой компании в Южной Корее, посоветовал сотрудникам использовать английские имена и должности в связи с 65-летием компании, сославшись на необходимость инноваций на фоне быстрого роста и развития тех же финансовых компаний или стартапов.

В 2022 году председатель “SK Group” Чхве Тэвон попросил сотрудников “SK Telecom” называть его английским именем Тони, вместо по-корейски более вежливых обращение в 존대말, а вице-председатель и генеральный директор “Samsung Electronics” Хан Чонхи попросил сотрудников обращаться к нему по имени, без добавления должности после него, чтобы избежать «возведения стены» между ними.

Таким образом, принятие английских имен существенно влияет на отношение корейцев к взаимодействиям на рабочем месте и стили общения. Изменяется уровень формальности в общении, поскольку сотрудники, использующие английские имена, часто воспринимаются как более доступные и адаптируемые к диалогу по рабочим вопросам. Кроме того, нововведение формирует обращение к отдельным людям и с те взаимодействуют, основываясь на выбранных ими английских именах, влияя как на горизонтальные, так и на вертикальные взаимоотношения внутри корпоративной структуры.

Принятие английских имен влияет на социальные взаимодействия. Например, люди с английскими именами могут быть более склонны к неформальному стилю общения или более уверенно взаимодействовать с коллегами, потенциально стирая границы традиционных иерархических структур. Это явление особенно заметно в коллективе, где использование английских имен может способствовать созданию более равноправной атмосферы по сравнению со строго иерархическими взаимодействиями, основанными на корейских именах и титулах.

Интеграция английских названий может незаметно повлиять на процессы принятия решений в корейских компаниях. Команды, в которых преобладают английские названия, могут демонстрировать более инклюзивный подход к принятию решений с большей готовностью учитывать различные точки зрения и идеи. Этот сдвиг в динамике принятия решений может способствовать созданию более инновационной и адаптируемой организационной культуры.

Организации, разрешающие использование английских названий, сталкиваются как с проблемами, так и с преимуществами. Проблемы могут включать потенциальное сопротивление со стороны более традиционных сотрудников или трудности в обеспечении баланса между сохранением корейских ценностей и внедрением мировой практики. Так как для некоторых южнокорейцев опущение должностного обращения к ним считается оскорбительным, а обращение по английскому, а не корейскому имени вызывает возмущения, так как корейское имя было дано человеку его родными и близкими, и отказываться от такой традиции равносильно отказу от своей личности. Однако преимущества часто перевешивают проблемы, что проявляется в расширении межкультурной коммуникации, лучшем согласовании с международными нормами ведения бизнеса и повышении вовлеченности сотрудников.

 

Заключение

Корпоративная культура Южной Кореи переплетена с иерархической структурой, глубоко укоренившейся в конфуцианских принципах, подчеркивающей почтение к власти и уважение к старшинству. Внутри компаний эта иерархия отражается в речи, при этом тщательно продуманные почетные обращения диктуют взаимодействие и поддерживают порядок в организационной структуре. Однако в последние годы произошли заметные изменения, поскольку президенты компаний и директора все чаще выбирают политику использования английских имен в профессиональной среде, что знаменует собой отход от традиционных корейских установок.

Такой подход сам по себе отражает стремление страны к глобальной интеграции и конкурентоспособности. Этот сдвиг обусловлен практической необходимостью адаптации к глобальной рабочей среде, содействия комфортному диалогу и созданию современного, ориентированного на международный уровень имиджа. Хотя эта трансформация вызвала недовольство среди некоторых корейцев, сославшихся на опасения по поводу размывания культурных ценностей, она также продемонстрировала потенциальные преимущества на рабочем месте.

Влияние обращения по английскому имени к сотрудникам корейских компаний многогранно. С одной стороны, эта практика нарушает устоявшиеся культурные нормы, вызывая дискомфорт и сопротивление среди тех, кто рассматривает ее как отход от бережно хранимых и привычных к четкому соблюдению традиций. Однако, с другой стороны, это способствует созданию более открытой и инклюзивной рабочей среды, разрушая некоторые иерархические барьеры, поощряя активные обмены между руководящими и нижестоящими должностями и потенциально укрепляя сотрудничество и креативный подход.

Несмотря на недовольство, использование английских названий потенциально может привести к положительным результатам работы и увеличению прибыли. Продвигая более простую организационную структуру и поощряя более равноправные взаимодействия, компании могут добиться улучшения командной работы, ускорения процессов принятия решений и повышения морального духа сотрудников. Перспективы южнокорейских компаний, если они будут продолжать использовать английские имена сотрудников вместо корейских, указывают на более адаптивное будущее с глобальными связями. Принятие этого изменения могло бы выгодно позиционировать южнокорейские фирмы на мировой арене, способствуя инновациям и повышая их привлекательность на соответствующих рынках.

В заключении, хотя уход от традиций обращения к коллегам в корейских компаниях и вызывает культурные опасения, он открывает путь к более гибкому и глобально интегрированному корпоративному ландшафту. Балансируя между традициями и современностью, южнокорейские компании стоят на перепутье, где принятие инновационных решений могло бы подтолкнуть их к повышению конкурентоспособности не только внутри страны, но и за рубежом, а также к стремлению к развитию более динамичной культуры работы в постоянно меняющейся глобальной бизнес-среде и среде делового общения.

 

6. США

Picture background

 

В Америке нет формального разделения общества на классы, в отличие от многих европейских стран здесь нет разных титулов. Отсутствие официального деления на классы отражает желание западного общества усилить веру в знаменитую "американскую мечту", которая легко достигается при наличии предприимчивости и упорного труда. В реальности же социальные классы в США есть, более того, существует несколько классификаций общества.

Население каждой страны делится на классовые категории, где-то это деление весьма условно, где-то оно очевидно. В США общество также делится на социальные классы. В настоящее время в США существует целый ряд моделей деления общества на социальные классы, причем речь в них уже не идет о стандартной триаде – богатые, средние и бедные, их типология гораздо сложнее.

Модели социальных классов США

Почетный профессор социологии в университете Флориды Л. Бигли предлагает такой вариант:

·                 самые богатые 1% – сюда входят миллиардеры с огромными доходами;

·                 богатые 5% – люди, имеющие в своем распоряжении не меньше 1 миллиона долларов;

·                 средний класс 36% – работники с хорошим заработком, имеющие высшее образование;

·                 рабочий класс 45% – рабочие невысокой квалификации;

·                 бедные 13% – люди живущие за чертой бедности, не имеющие образования.

Еще один известный американский социолог Денис Гилберт предлагает свою модель:

·                 капиталисты 1% – самые влиятельные политики, люди унаследовавшие большие состояния, принадлежащие к "Лиге плюща";

·                 высший средний класс 14% – работники и специалисты имеющие высшее образование;

·                 низший средний класс 30% – высококвалифицированные специалисты со средним образованием;

·                 рабочий класс 30% – так называемые "синие воротнички", простые рабочие и клерки;

·                 работающие бедные 13% – неквалифицированные рабочие без образования;

·                 низший класс 12% – безработные, живущие на пособия.

Лига плюща – это ассоциация, состоящая из восьми частных американских высших учебных заведений, которые расположены на территории семи штатов на северо-востоке США. Название "Лига плюща" произошло от побегов плюща, обвивающих старинные здания в этих учебных заведениях.

Высший класс в США

К высшему классу в США относят от 1 до 5 % всего населения США, представители высшего класса оказывают большое влияние на политику и экономику страны, владеют огромным количеством экономических ресурсов. В число представителей высшего класса в США входят успешные бизнесмены, владельцы корпоративных прав, владельцы элитной недвижимости, популярные спортсмены и артисты, директора корпораций, политики.

Средний класс в США

Самую низшую ступень среднего класса США занимают обслуживающий персонал, водители и разнорабочие, немного выше расположились работники более высокой квалификации – полицейские и автомеханики, госслужащие, еще выше расположились служащие банков, менеджеры.

Высший средний класс представляют учителя в колледжах и средней школе, менеджеры среднего звена, начальники низкого звена, начальники смены, цеха, мелкие фермеры. Сюда же относятся и "белые воротнички" с достойной заработной платой, этих людей отличают высокие профессиональные знания, путь к которым бывает достаточно долго, при этом у них нет конкуренции среди мигрантов и людей со средним образованием. Именно им приписывают ту самую экономическую независимость и "американскую мечту", которую так ценят в США и о которой мечтают все мигранты и приезжие.

Считается, что представитель среднего класса в США может позволить себе поездку в отпуск на какие-нибудь острова, но при этом ради поездки в отпуск многие отказывают себе в покупке крупной бытовой технике и покупают более дешевые продукты питания. Многие представители среднего класса не могут себе позволить сменить машину (в США у состоятельных людей принято менять машину 1 раз в 5 лет).

Низший класс в США

Низший класс в США представляют собой безработные или люди, работающие неполный рабочий день, которые находятся за чертой бедности. Тем не мене и низший средний класс, а это около 33 % населении США, может характеризоваться термином – бедные работающие люди с уровнем доходов от 16 000 до 30 000 долларов в год. В крупных городах США сегодня можно наблюдать большое количество мигрантов и бездомных людей, такого количества бездомных нет ни в одной европейской стране.

Граница счастья и удовлетворённости

Согласно социологическим исследованиям в США человек чувствует себя удовлетворенным жизненными условиями, когда его доход превышает 65 тысяч долларов в год, соответственно если эта отметка падает, то доход уже не приносит счастья и удовлетворенности.

Многие социологи сходятся во мнении, что к среднему классу в современных условиях можно отнести семьи или отдельного человека, доходы которых на территории США превышают 54 тысячи долларов, к сведению, семья с таким доходом должна откладывать на черный день около 30% от всего дохода.

В последние годы среднему классу в США не удается достичь «американской мечты», к примеру если взять зарплату за час на заводе General Motors, то это сумма в размере 50 долларов, а почасовая оплата на заводе Wal-Mart составляет 8-9 долларов, которые являются минимальными с точки зрения законодательства, при этом сегодня в США до сих пор сохраняется 40 часовая рабочая неделя, а многие трудятся и 50 часов в неделю, как в начале 1900-х гг.

Выводы

Для американского общества сегодня характерно социальное неравенство, разрыв между бедными и богатыми очень велик, как и во многих странах, неравенство дошло до крайности и стало проявляться во многих государственных решениях, начиная от проведения денежно-кредитной политики до бюджетных ассигнований. Америка уже давно не считается страной равных возможностей, так как возможностей много, но они не всегда бывают равными. Сравнимое с США неравенство наблюдается только в России и Индии.

 

7. Великобритания

Picture background

 

Социальные классы — это совокупности людей, которые различаются между собой, исходя из их положения в системе производства, а именно их отношения к каким-то определенным средствам производства, а также исходя из их роли в общественной реализации труда.

Общественная структура Англии всегда находилась под влиянием концепции социального класса, которая оказывает влияние на британское общество сегодня. Британское общество до промышленной революции, подобно обществам европейских соседей Великобритании и большинству других обществ, считалось феодальным. К тому же, оно еще разделялось на группы. Данное разделение основывалось на иерархии, формирующейся, исходя из наследственной передачи профессии, общественного статуса человека, а также политического влияния.

Стоит отметить, что данная система очень часто пересматривалась после того, как началась индустриализация общества. Именно поэтому сейчас на само формирование индивида, в качестве отдельной и самостоятельной личности, влияет не только происхождение конкретного человека, но и многие другие критерии, в том числе и образование. На самом деле, понятия социального класса в Англии довольно сильно отличаются друг от друга. К тому же, иногда эти понятия носят чисто субъективный характер. Но многие определения социального класса в Англии формируются, исходя из таких критериев, как сфера деятельности, направленность труда, образование, богатство. Следует отметить, что во главе всех классов в Англии стоит монарх.

Стоит отметить, что английское общество довольно сильно трансформировалось после того, как прошла Вторая мировая война. Ведь значительно расширился круг возможностей и способностей для того, чтобы люди могли получить высшее образование. К тому же, значение женщин в социуме стало более широким и важным, а культура Англии стала стремиться к индивидуализму. В то же время заявления о том, что в Англии появилось бесклассовое общество, часто воспринимаются со скептицизмом. Все многочисленные исследования доказывают, что на общественный статус в Англии очень сильно воздействует сам социальный класс, к которому принадлежит та или иная личность.

Социальные классы в Великобритании

Анализ английского общества дает возможность выделить в нем семь классов:

1.              Богатые, они же "элита".

2.              Процветающий, наемный средний класс, в который входят многочисленные профессионалы в конкретной сфере и менеджеры.

3.              Технические специалисты.

4.              Класс рабочих - это «новые богатые».

5.              Обычный рабочий класс.

6.              Не очень богатые представители "докариата".

7.              Работники, осуществляющие свою деятельность в сфере обслуживания.

Подразделение среднего звена структуры всего общества на различные фракции, исходя из поколенческих, социальных, духовных, культурных, экономических характеристик производили многие английские ученые. Они стремились узнать побольше о том, как и по каким принципам люди разделяются на классы.

Люди, относящиеся к представителям английской элиты, занимают примерно 5% от всего английского общества. Эти люди обладают своими сбережениями, которых довольно много. К тому же, они очень хорошо зарабатывают. Но они отличаются не очень большим культурным капиталом. Самыми распространенными профессиями здесь считаются директора по маркетингу, адвокаты, судьи, менеджеры в сфере финансов, профессора различных высших учебных заведений, исполнительные директора и многие другие.

Стоит отметить, что различные преподаватели, юристы и врачи намного чаще встречаются среди представителей среднего класса, а специалисты в сфере продаж и работники информационных компаний считаются большой редкостью как в экономическом, так и в общественном среднем классе.

Представители образовавшегося среднего класса занимают примерно 27% от всего английского общества. Эти люди имеют большие сбережения, а также множество социальных контактов.

Основными их профессиями являются:

·                 инженеры-электрики;

·                 специалисты в сфере контроля и качества;

·                 социальные работники;

·                 домохозяйки;

·                 терапевты;

·                 экологи;

·                 специалисты по городскому планированию;

·                 учителя для людей с особыми образовательными потребностями.

Люди, которые входят в состав технического среднего класса, составляют примерно 6% от всех участников английского общества. Эти люди обладают хорошей заработной платой, а также довольно высоким статусом в обществе. Но, к сожалению, такие люди имеют не так уж и много различных социальных контактов. Распространенными профессиями здесь считаются обычно фармацевты, ученые, занимающиеся в сфере общественных или естественных наук.

Новые состоятельные работники занимают примерно 17% от всего английского общества. Эти люди хорошо зарабатывают, но у них довольно слабый статус общественных контактов. Предпочтительными профессиями являются квалифицированные электрики, консультанты по продажам и менеджеры по продажам, почтальоны, работники коммунальных служб, повара и работники общественного питания, сантехники, а также техники контроля качества.

Представители традиционного рабочего класса в Англии занимают примерно 16%. Заработная плата этих людей не очень большая, социальные контакты не сильно развиты. К тому же, они обладают не сильно развитыми интеллектуальными способностями. Самыми распространенными профессиями здесь считаются различные няни, специалисты в сфере электроники, дальнобойщики, медсестры.

Представителями развивающегося сектора услуг являются около 19% английского общества. Эти люди получают очень хорошую заработную плату. К тому же, у них довольно хорошо развиты социальные контакты. Основными профессиями являются бармены, повара, медицинские помощники, сборщики оборудования и персонал с низкой квалификацией, медсестры, работники склада, сотрудники по обслуживанию клиентов и музыканты.

Представители докариата занимают примерно 15% от всего английского общества. Такие люди имеют минимальный капитал абсолютно во всех отношениях. Основными профессиями здесь являются различные уборщики, плотники, обычные кассиры, охранники, владельцы каких-то магазинов.

Интересно, что вплоть до восемнадцатого века не было вопроса о социальном классе как таковом. Это можно объяснить тем, что об общественном статусе возможно было судить по различным сословиям, званиям и орденам. А деформация терминологии произошла в тот момент, когда снизилось воздействие каких-то владений, переданных по наследству. В это же время увеличилось влияние богатства как индикатора положения в социальной иерархии. Важно, что система классов считается неким предметом социологических исследований в английской науке, но единого понятия «класс» еще не было разработано.

 

 

8. Бразилия

Picture background

 

Иберийская система как основа муниципалитета в Бразилии

Федеративная республика Бразилия является государством, расположенным на территории Южной Америки. Это пятая по площади и шестая по численности населения страна мира. Бразилия является самым крупным государством на территории Южной Америки.

Систему муниципального управления на территории Бразилии можно отнести к иберийской системе местного самоуправления.

Данная система представляет собой совокупность своеобразно переплетенных элементов государственного и местного управления, характеризующуюся определенным уровнем совмещения этих видов управления и преобладанием значимости органов государственного управления.

Иберийская система муниципального управления подразумевает формирование населением отдельной административно-территориальные единицы совета на его территории и выбора главного должностного лица этой административной единицы. В качестве последнего могут выступать префект или мэр. В определенных случаях может осуществляться избрание коллегии должностных лиц. Избрание должностного лица может осуществляться как непосредственно населением, так и советом. Это высшее должностное лицо муниципалитета одновременно выступает в качестве председателя совета, является исполнительным органом муниципалитета и подлежит утверждению со стороны правительства в лице президента или министра внутренних дел в качестве представителя государственной власти на территории муниципалитета. Высшее должностное лицо муниципалитета наделено правом реализации контрольной функции в отношении совета муниципалитета.

Должность мера предполагает сосредоточение в его руках основных рычагов муниципального управления и наделение его значительной властью. Мэр одновременно является исполнительным органом муниципального управления и органом государственного управления на территории административно-территориальной единицы в виде муниципалитета. Как результат, исполнительная власть на территории муниципалитета преобладает над законодательной, поскольку мир наделен контрольными полномочиями в отношении представительного органа муниципального управления.

Особенности организации муниципального управления на территории Бразилии

Каждый бразильский штат разделен на определенное количество муниципалитетов, обладающих некоторой автономией. В составе муниципалитетов, в свою очередь, выделяются районы.

На территории каждого бразильского муниципалитета формируется собственный законодательный совет и избирается мэр или префект. Данные субъекты муниципального управления имеют автономию от федерального правительства и не входят в иерархию государственной власти. Муниципалитеты также отделены от правительства штатов. В рамках многих муниципалитетов существует округа, не обладающие административной или политической автономией.

Муниципалитеты объединяются в группы, формирующие центральные районы.

На территории Бразилии зарегистрировано около 5000 муниципалитетов, наделенных правом осуществления самостоятельного управления по тем вопросам, которые отнесены к их ведению. Муниципалитеты наделены политической, финансовой и административной автономией. При этом при построении федерации реализован принцип значительной централизации, подразумевающей наличие у центральной власти права на максимальное вмешательство в дела субъектов федерации и аналогичного вмешательства властей штатов в дела муниципального управления.

В качестве основания для вмешательства в дела муниципалитета со стороны федеральных и региональных властей могут выступать:

·                 во-первых, выявленные нарушения прав человека;

·                 во-вторых, наличие задолженности по федеральным платежам;

·                 в-третьих, нарушение требований федерального законодательства;

·                 в-четвертых, нарушение судебных решений;

·                 в-пятых, нарушение муниципальной автономии и прочее.

Возможность вмешательства федерации в осуществление местного управления закреплена в конституции страны, аналогичные положения есть в конституциях штатов.

В основе функционирования органов муниципального управления находится целый аппарат чиновников, прямо влияющий на эффективность работы органов муниципального управления. Эти органы призваны непосредственно осуществлять реализацию управленческих функций на местах, являясь юридически самостоятельными элементами механизма власти на территории страны. В системе органов управления Бразилией органы муниципального управления и их исполнительные аппараты являются крупнейшими по численности.

Органы муниципального управления

Во главе исполнительной власти на уровне муниципалитетов находятся либо префекты, либо мэры, избрание которых осуществляется в ходе прямого голосования на срок четыре года.

Реализацию законодательной власти на территории муниципалитетов осуществляют палаты депутатов муниципального совета, выступающие в качестве представительного органа от населения муниципального образования. Избрание депутатов в муниципальный совет осуществляется населением один раз в четыре года. Выборы в муниципальный совет проводятся в то же время, что и выборы префектов или мэров.

На территории Бразилии функционирует более 4000 муниципальных советов, обладающих автономией в отношении решения вопросов, имеющих местную значимость. Деятельность муниципальных советов ограничивается содержанием основного закона о муниципалитетах.

Политика децентрализации управления, проводимая в современной Бразилии, направлена на расширение состава полномочий органов муниципального управления. В настоящее время органы муниципального управления получили право осуществлять непосредственно сбор некоторых налогов и получать до 47 процентов от суммы поступлений подоходного налога и налога на промышленные предметы торговли.

Муниципалитеты не располагает собственными судами, при необходимости они обращаются в органы юстиции на уровне штатов или всей федерации.

 

9. ЮАР

Picture background

Социальная иерархия в Южной Африке характеризуется сложной структурой, сформированной историческими, этническими и экономическими факторами. Ниже представлены основные уровни и аспекты социальной иерархии в ЮАР:

 1. Этнические группы и расы

- Африканцы (большинство коренных народов, в том числе зулусы, коса и другие)

- Британцы и англоязычное население

- Индийское и малайское меньшинство

- Европейские иммигранты и их Потомки

2. Расовые и классовые различия

- Белое население (изначально управляющие классы, богатство, власть)

 - Черное население (большая часть населения, ранее систематически дискриминировалась и ограничивалась в правах)

- Меньшинства (индийцы, цветные, мулаты и др.)

3. Экономические классы

- Высший класс: богатые бизнесмены, политические элиты и крупные землевладельцы, в основном среди белого населения

- Средний класс: специалисты, менеджеры, квалифицированные работники

- Нижний класс: небогатые рабочие, безработные, бедное население

4. Социальные слои по поводу доступа к ресурсам

- Образованные и экономически привилегированные слои (чаще белые и жители городов) - Обеднённые и менее привилегированные слои (часто чернокожие, живущие в сельской местности или на окраинах городов)

5. Наследие апартеида

- Политика апартеида (1948–1994) закладывала крайне строгую сегрегацию, закреплял расовые и социальные различия, закрепляя неравенство и превосходство белого меньшинства

 - После окончания апартеида произошли значительные социальные изменения, но неравенство сохраняется, особенно в доступе к образованию, здравоохранению и экономике

В целом, социальная иерархия в ЮАР остаётся сложной и многогранной, сочетающей исторические корни дискриминации с современными попытками её преодоления.

 

10. Индия

Picture background

 

Система варн в Индии

Нам, людям 21 века, довольно сложно представить, что где-то еще есть такие регионы или целые страны, в которых существует древний сословный строй или кастовая иерархия. Индия – это уникальное государство. Несмотря на то, что ее правительство стремится «идти в ногу со временем», сословное (кастовое) деление индийского общества остается неизменным на протяжение многих тысячелетий. Также неизменны и правила для представителей каст, их взаимоотношений друг с другом.

Изначально весь индийский народ был разделен на четыре основные сословия, и принадлежность к ним определялась правом рождения. Сословия эти носили название «варны».

Такое деление сложилось в последствие распада первобытнообщинного строя и последующего развития имущественного неравенства. Еще в Законах Ману было сделано описание индийских варн, и существуют они по сей день. Как мы уже сказали, выделяют четыре основные варны:

1.              Брахманы – варна, в которую входят священнослужители и жрецы. Это самый высший слой во всей кастовой иерархии, они имеют почетное положение, управляют многими процессами. Также эти люди имеют высшие знания, которые могут передавать из поколения в поколение членам свой семьи, а также ученикам из других каст (кроме шудров и неприкасаемых);

2.              Кшатрии – варна, которая включает в себя только воинов. Их основная задача заключалась в участии в боях, а также в том, чтобы охранять свою страну, и в частности высокопоставленных членов общества. Сейчас кшатрии, помимо того, что заняты службой в войсках, могут также занимать некоторые административные должности. Их положение достаточно выгодно, поскольку кшатрии могут добиться успехов и стать правителями государства;

3.              Вайшья – третья варна, в которую входят земледельцы. В основном они занимались разведением скота, а также торговлей как на внешних, так и на внутренних рынках. Это финансисты и специалисты в области банковского дела. Вайшья, которые не желали сами принимать участие в обработке земли, могли распоряжаться сельскохозяйственными товарами, продавать их, устраивать обмен и контролировать все процессы производства;

4.              Шудры – это самый многочисленный слой населения Индии, в который входят все ущемленные члены общества. Они не обладают полнотой прав, преимущественно это крестьяне и даже рабы, которые обязательно должны были работать на своих хозяев и исполнять все их прихоти и желания.

Современная кастовая система

Кастовый строй в Индии сформировался постепенно, и существует он по сей день. Варны разделились на касты, принадлежность к ним определялось теперь не правом рождения, а той профессией, которой владеет человек. Таким образом, кастовое деление непосредственно отражало разделение труда. До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что если человек будет соблюдать абсолютно все правила своей касты, не будет нарушать установленные запреты, то в следующей жизни он родится членом касты более высокого уровня. Соответственно, если на протяжение всей своей жизни он нарушает законы и ведет неправедный образ жизни, то в следующей жизни он будет членом касты низшего ранга.

Как социальная организация, каста существует повсеместно на территории всего современного индийского государства. Тем не менее, в каждом регионе может быть собственное кастовое разделение. Каста может содержать множество подкаст, и ученым сложно подсчитать их точное количество, так как уже оно переваливает за тысячу. Подкасты отдельных каст следует называть «джати». Это даже привело к тому, что в переписях индийского населения исследователи перестали учитывать принадлежность к касте, так как их число все более увеличивается, и сложно уловить всю иерархию.

Безусловно, кастовая система утратила свое первоначальное значение, и в современной Индии к ней относятся скорее как к пережитку прошлого. Сейчас наблюдается тенденция к тому, чтобы как можно быстрее сократить влияние каст на жизнь людей. Из-за того, что долгое время сохранялась подобная иерархия, сегодня индийское общество столкнулось с вопиющей несправедливостью - более половины населения находится за чертой бедности. Людям не позволяют получать образование или обучаться элементарным правилам поведения, грамоте. Это связано с тем, что правом своего рождения они относятся к низшим, ущемленным кастам, но это совершенно противоречит принципам гуманизма и глобализации, которые правят сегодня во всем мире.

Но все же, подвижки есть. Если раньше почти все определялось социальным происхождением человека и зависело только от его социального статуса, то сегодня продвижение по службе возможно с учетом уникальных черт человека, его индивидуальных характеристик и уровня знаний. Наконец индийское общество осознало, что необходимо выходить на новый уровень, делать касты более открытыми для социальной мобильности, а также не ограничивать представителей низших каст, ведь это сродни дискриминации, а она запрещена согласно многим международным соглашениям.

Особая каста в современной Индии – неприкасаемые. Они составляют около 16-18% от всего населения страны. Неприкасаемые не относятся ни к одной из вышеперечисленных каст, и живут за пределами всего цивилизованного общества. Они занимаются самой грязной и унизительной работой: уборкой общественных туалетов, трупов животных, разделкой мяса, кожевенным производством. Считается, что общение с ними – оскорбительно для представителей высших варн, потому что неприкасаемые – это грязные люди, которых не стоит воспринимать как живых: они просто мусорщики и обработчики в глазах членов высших варн. Долгое время даже индийские храмы оставались закрытыми для неприкасаемых, им было запрещено находиться в одном помещении с другими кастами, пить с ними из одного колодца и даже наступать на их тени.

Сегодня эта каста расширяется, ибо все больше людей оказываются за чертой бедности, в основном это выходцы из касты шудров. Улучшить положение этих людей сейчас невозможно, поскольку это не входит в планы социальной политики Индии.

 

Источники


https://moluch.ru/archive/259/59672/
https://maikop.bezformata.com/listnews/sotcialnaya-struktura-adigskogo-obshestva/68808576/ https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_sistema_kitaya/ https://moluch.ru/archive/309/69857/ https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-ierarhii-v-yuzhnoy-koree-angliyskie-imena-i-sotsialnaya-dinamika-sredi-rabotnikov-koreyskih-kompaniy https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_klassy/socialnye_klassy_v_ssha/ https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_klassy/socialnye_klassy_v_anglii/ https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/chto_takoe_municipalitet_ego_harakteristika/osobennosti_municipaliteta_v_brazilii/ https://spravochnick.ru/sociologiya/kasta_v_sociologii/kasty_v_indii_v_nashe_vremya/

 

Craftum Конструктор сайтов Craftum