Понятие времени
Автор:
студентка
Удмуртского государственного университета
Направления подготовки
«Психология»
Романова Маргарита
Сергеевна
Удмуртская республика
В удмуртской культуре время суток и календарные периоды имеют особое сакральное значение, определяя допустимые и запретные действия. Как показывают полевые исследования, наиболее строгие ограничения связаны с периодом сумерек - временем, когда солнце уже скрылось за горизонтом, но ночь ещё не вступила в свои права.
Согласно поверьям, завершение дня требует особой осторожности. "Шунды пуксем бере полдэ миськыны уг яра – шуддэ, ваньбурдэ гуртысь поттӥськод" (Нельзя мыть полы после захода солнца – благополучие и счастье из дома вымываешь). Это убеждение отражает глубокую символическую связь между домашним пространством и природными циклами. Аналогичный запрет распространяется на сельскохозяйственные работы: "Шунды пуксем бере мерттӥськыны уг яра, бакчасиёнэд уз удалты" (После заката нельзя ничего сажать в огороде – урожай будет плохим).
Особое отношение к сумеречному времени проявляется и в других сферах:
· Запрет на вынос мусора ("денег дома не будет")
· Ограничение социальных контактов (нельзя ходить в гости, одалживать)
· Строгие правила поведения для детей ("нельзя смеяться, бегать, баловаться")
Как отмечают информанты, сумерки считаются опасным временем, когда незваный гость с большой вероятностью приносит дурные вести. Это представление отражает архаичное восприятие переходных периодов как пограничных состояний между мирами.
Не менее значимы в удмуртской традиции и другие временные табу. Например, начинать новые дела ровно в полдень (13.00 часов) считается крайне неблагоприятным: "в это время только покойников выносят". Особый статус имеет церковный праздник Благовещение, когда, по словам информантов, даже птицы не начинают вить гнёзда.
Эти временные ограничения, передающиеся из поколения в поколение, формируют особый ритм повседневной жизни, в котором учитываются не только практические, но и символические аспекты времени. Они служат своеобразными "социальными предохранителями", регулирующими активность человека в соответствии с природными и сакральными циклами.
Источник
1. Русских Т. Н. Коммуникативное поведение современных удмуртов: монография / Т. Н. Русских, науч. ред. Е. В. Попова. – Ижевск: «АлкиД», 2019. ‒ 268 с.